Культовый продюсер, автор головокружительных модных дефиле, Александр де Бетак — о новых вызовах, пользе ненужного, версальском паркете и неоне. В интервью журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.
«Зрелище должно волновать, оно должно запоминаться, быть оригинальным и обладать сильным эмоциональным градусом. Иногда первый эскиз выходит слишком модернистским, и необходимо смягчить жесткость органикой. Иногда пространства получаются слишком минималистичными или слишком футуристичными. Я начинаю искать противоядие. Думаю, чем оттенить, чем приправить. Иногда проект выглядит слишком мускулинным, надо добавить женственности. Все, как в кулинарии, цель — оригинальный, но сбалансированный вкус. Если что-то вам по-настоящему нравится, велика вероятность, что это понравится и другим. Эта формула придумана не мною, но я с ней согласен.
ДИКТАТ ИНФЛЮЭНСЕРОВ Фэшн-шоу будут меняться. Триггером этих изменений служат технологии, новые медиа, социальные сети и новая экономическая ситуация. Социальные сети поменяли саму цель нашей работы. Изначально модный показ делался для клиентов, потом их стали проводить для профессиональной прессы, потом для телевидения и глянца, потом для интернет-трансляций и, наконец, сейчас никто не скрывает, что мы работаем для соцсетей. Это значит, что ваш спектакль люди снимают на телефон, моментально выкладывают в аккаунтах и весь мир смотрит его также в телефонах.
Люблю, когда мне звонят и просят «Бетак». Жанр может быть любым — модный показ, выставка, интерьер...
В Bureau Betak мы стали вводить цифровые технологии раньше всех, теперь думаем, как делать цифровой контент лучше всех и вообще влиять на тренды в этой области. Обычно — сняли шоу и начали его обрабатывать. Мы делаем наоборот: сначала сделана визуализация, клиент ее видит, а уже на ее основе мы проводим показ в реальности. И это в корне меняет работу: вы думаете по-другому, проектируете по-другому, вам нужны другие специалисты. Поэтому мы открыли подразделение Betak Future.
1500 В нашем портфолио 1500 шоу, мне трудно выбрать фаворитов. Лувр с дельфиниумами (да, мне дороги все проекты с природой и цветами), Atomic Jungles с Рафом Симонсом. Ранние шоу Dior с Джоном Гальяно, на мой взгляд, очень интересны. Они были футуристичными, модернистскими и здорово контрастировали с самими коллекциями. Среди более поздних я очень люблю показы для Saint Laurent, например, нашу гигантскую металлическую конструкцию State Liberty Park с шестью тысячами ламп — эффектное зрелище, очень «Бетак». Но самый «Бетак», конечно, — наш зеркальный куб — я ставил на Красной площади, потом использовал в других местах.
О ПОЛЬЗЕ НЕНУЖНОГО У меня нет обычного рабочего дня. 50 % времени я провожу вне дома. Джетлаг — мое обычное состояние. Часто просыпаюсь очень рано, два часа работаю за компьютером — проверяю письма, смотрю эскизы, думаю о проектах. Только потом начинается утро — я завтракаю, умываюсь. Дальше все зависит от того, где я и «какая стадия» проекта. У меня есть одно правило — чтобы ни происходило, я стараюсь получить удовольствие.
В молодости я начинал как фотограф, и до сих пор камера всегда со мной. Иногда мне кажется, что я снимаю больше, чем успеваю увидеть. На прошлой неделе был в Перу, работал в Лиме и Куско: инки, индейская культура, испанское завоевание с невероятно мощной эстетикой барочного католицизма. Два месяца назад был в Японии, сейчас — я в Коста-Рике. В своей фотомастерской я внимательно сортирую материал, перемешиваю кадры, рассматриваю их, исследую, и часто идеи приходят в голову. Мне нравятся «лишние» впечатления. Заставляю себя увидеть то, что мне точно не нужно: забрести в районы, куда обычно не ходят. Это мой принцип. Подсказки приходят именно там, где мне нечего делать.
ДОМА В СТИЛЕ БЕТАК Когда я делаю интерьеры, все они всегда очень «Бетак», но ни один не похож на другой. Жилье в Нью-Йорке — минималистичный, японский, по-ньюйоркски очень артистичный пустой лофт с обилием необработанного кедра. Дом на Майорке — весь в белой штукатурке, мягкий, ни одного угла, все скругленное, много деревенского грубого льна. Я добавил технологичных объектов из камня и глины, сам спроектировал TВ, колонки, спрятав технику в натуральные материалы. Сейчас переделываю квартиру в Париже. У меня изменилась жизнь. Новая семья, маленький ребенок. Надо начинать все сначала. И я решил выставить на аукцион всё.
Там были вещи, которые я любил, прототипы моих собственных работ (скамейка и стеллаж Lucide, например), много неона и моя страсть — коллекция кинетического искусства. С чем-то было жаль расставаться, зато теперь появились деньги, чтобы покупать снова. Парижский дом — особняк XVII века — настоящая парижская классика, фундаменты XVI века! Мы отреставрировали версальский паркет, по старинным технологиям восстановили двери и окна. Стены оставили максимально аутентичными, по ним вы можете считать многовековую историю.
Мы дошли до скелета дома, перебрали все его косточки. Невероятно увлекательное занятие, кстати. В интерьерах я устроил микс из ранних 1940-х, добавил густавианского стиля, немного модернизма, немного брутализма и очень интересные 1980-е. Палитра составлена так, что цветов много, но все они с ощущением припудренности.
Мое спасение — камера. Я снимаю больше, чем успеваю увидеть. Потом эти кадры дарят мне идеи.
ОХОТА ЗА ДИЗАЙНОМ Я покупаю винтаж. Он меня вдохновляет. Если я беру что-то современное, то только в пандан к винтажной вещи. Моя предыдущая парижская квартира была наполнена предметами 1960–70-х. Сейчас мне интересна этника, выискиваю шедевры 1910-х годов, и очень мне нравится цветное стекло 1950-х. Конечно, я много смотрю и выбираю вещи на блошиных рынках, многое привожу из путешествий. Иногда за что-то бьюсь на аукционах и редко покупаю в галереях, потому что мы с галеристами ищем вещи в одних и тех же местах.
Что делает меня счастливым? Любое открытие. В том числе относительно собственных вкусов. Например, мне казалось, что стиль ар-деко для меня слишком жесткий и ужасно буржуазный. Но мне стали нравиться некоторые вещи. Жан-Мишель Франк, например. Потом я думал, что не люблю постмодернизм, он казался мне насквозь фальшивым, но вдруг я обнаружил, что мне нравится Соттсасс. В детстве я терпеть не мог чеснок, много лет заставлял себя его есть, теперь сам ищу его на рынке. Я счастлив, когда мне удается полюбить то, что раньше ненавидел.