«Рихтер» — новое детище Анастасии Ефимовой и большой команды, объединяет дизайн-отель и независимую площадку для общения и созидания. В чем соль проекта и как проходит работа, рассказывает Анастасия.
«На мой взгляд, отель не то место, где должно быть уютно как дома. Да, необходим комфорт, но пусть он сочетается с экспериментальным дизайном. Каждому гостю мы хотим подарить новые эмоции, нестандартный опыт — чтобы человек вышел за рамки привычного образа жизни и тем самым запомнил место, город и страну. Вообще, дизайн — не только интерьерный, но и графический и любой другой — самый быстрый способ вытащить человека из его среды и поместить в необычные обстоятельства, заставив думать о привычных вещах по-новому.
«Рихтер» предлагает новый подход к быту — люкс в духе Less is More: минимум, при этом все только самое лучшее. «Рихтер» — это не совсем отель: это ресторан, бар, вермутерия, две галереи современного искусства, библиотека, студия радио, печатная мастерская. Мы идем вразрез с общепринятыми представлениями о том, как должен выглядеть гостиничный номер. Мы отрицаем традиционную трактовку «кровать, стол, шкаф», не загромождаем пространство подносами, брелоками и прочими мелочами. Однако не отказываемся от атрибутов, которые необходимы для подтверждения «звездности» — напротив, превосходим требования к отелю категории «пять звезд» по российской сертификации.
Важную роль в проекте играет современное искусство. Благодаря нашим кураторам Арсению Жиляеву и Анастасии Шавлоховой, весь «Рихтер», включая номера и сад, превращается в выставочное пространство. Арсений создал в «Рихтере» галерею The Ugly Swans, а Анастасия — галерею «Сцена». К предоткрытию у нас была приурочена выставка Олега Кулика «Наша мать» в рамках программы Cosmoscow, параллельно Ян Гинзбург показал свою экспозицию «Комната гения».
«Каждому мы хотим подарить новые эмоции, нестандартный опыт — чтобы человек вышел за рамки привычного образа жизни и тем самым запомнил место, город и страну. Дать каждому человеку маленькое счастье — назначение дизайн-отеля».
Строительство «Рихтера» — большой проект. В нем задействовано очень много людей: архитекторы, дизайнеры, предприниматели. Моим партнером стал издательский дом «Мамихлапинатана». Нас всех объединяет тот факт, что мы создали свои self-made проекты и хотим показать, что сегодня, несмотря ни на что, можно и нужно заниматься коллективным созидательным трудом, и хотим в этом помогать молодым предпринимателям.
Когда мы уже стартовали, к нам присоединились лучшие бренды — они помогали нам экстравыгодными условиями. Это сантехника Laufen и TECE, электрика Bticino и Art D’arnould, просветленное стекло AGC, смесители Dornbracht. Многие из них сами приходили к нам с предложениями. Мы благодарны за то, что крупный бизнес разделяет наши ценности.
В «Рихтере» важное место занимает команда кураторов. У нас их 12, каждый — выдающийся деятель в своей области. Они независимы, делают то, что хотят, это главное условие нашего сотрудничества. Дать им площадку для свободного творчества — одна из ключевых ценностей «Рихтера». Помимо уже упомянутых Арсения Желяева и Насти Шавлоховой, с нами работает известный режиссер Максим Диденко, он курирует театральную программу. Музыкальный художник Zurkas Tepla отвечают за музыкальную программу, основатель Yoga Space Ксения Трушакова заниматся wellbeing. Основатель Международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF) Владимир Надеин курирует кино, Михаил Микадзе и Оят Шукуров из архитектурного бюро «ХОРА» отвечают за архитектуру, известный visual artist Юрий Тресков — за фотографию. Самое интересное появляется на пересечении дисциплин, то есть когда, например, гастрокураторы начинают работать с куратором по периодике или с театральным куратором.
В рамках недели открытия кураторы представят форматы, в которых они будут работать. После открытия у «Рихтера» предполагаются две важные функции. Во-первых, мы будем принимать фестивали, и начнем с MIEFF: его приглашенные звезды станут первыми гостями «Рихтера», у нас пройдут все вечеринки, интервью и встречи в рамках фестиваля. Планируем ежегодно полноценно принимать еще ряд московских мероприятий.
Вторая функция Рихтера — мероприятия, которые делают кураторы: лекция, громкий привоз известной личности, встречи, вечера сторителлинга, выставки, кинопоказы. Важно то, что у всех гостей «Рихтера» будет возможность пообщаться с автором, с лектором, с художником или артистом балета, то есть мы пытаемся разрушить невидимую преграду и тем самым вдохновить людей.
Есть четкое ощущение, что сейчас происходит оживление в обществе: те, кто хотел уехать — уехали, те кто отчаялся — уже давно отчаялись. Осталась группа людей, довольно большая, которая начинает что-то делать. А когда ты начинаешь, у тебя возникает вопрос: как? Поэтому очень важна — особенно для меня как политолога по образованию — третья функция «Рихтера»: рассказать и показать, что малый бизнес — это не сложно. Ты просто берешь и делаешь его своими руками. Возможно, мы создадим совместно с партнерами инкубатор, надеюсь, что у нас возникнет фонд помощи малым предпринимателям. Малый бизнес — это основа экономики страны и основа общества.
«Рихтер» — удивительный проект. Я сама каждый день радуюсь и восхищаюсь тому, что происходит. У нас сложилась уникальная команда: люди собрались вокруг идеи. В проекте участвуют молодые архитекторы Артур Макаров и Петр Мироненко, известный дизайнер Сердар Яников. Субподрядчики, проджект-менеджеры, продюсеры, инвесторы — для всех это важный имиджевый проект. Мы проводим по 20 часов на стройке ежедневно. Большинство членов команды работают альтруистично, потому что чувствуют: они делают что-то важное для этого города и для себя. Наша команда — это такая минимодель общества, каким бы мы хотели его видеть.
С названием все очень просто. Я не люблю вымученные названия. Например Brick Design Hotel имя дала одна из его исторических составляющих — кирпичи. «Рихтер» — имя собственное: этот особняк приписывают архитектору и реставратору Федору Михайловичу Рихтеру. Хотя доподлинно не известно, что он является архитектором здания, но оно носит его имя, и мы продолжаем эту традицию.
Дизайн концептуален: мы старались сыграть на контрасте. Для нас было важно сохранить и отреставрировать старые элементы: паркет, лепнину, печи, столярные и скобяные изделия. Ведем реставрацию окон и дверей, подбираем замки под исторические личинки. Все, что нам осталось от здания в хорошем состоянии — сохраняем, все нововведения контрастно подсвечиваем. Например, санузлы сделаны из красного стекла и черного сланца, дополнены ультрасовременной сантехникой Laufen и смесителями Dornbracht. То же самое с мебелью: часть ее будет будет винтажной, за ней мы в несколько заходов ездили в Милан. Есть светильники Vistosi, Artemide, вещи дизайна Гаэтано Пеше и Джо Коломбо. Но также и суперлаконичные вещи от брендов Nils Holger Moormann или Ingo Maurer.
Логотип и фирменный стиль разработала команда Esh Gruppa. Авторы черпали вдохновение в самом здании XIX века. В нем сохранился исторический плафон «Четыре сезона» с анималистичным принтом, на котором изображены гиены, тигры, львы — он стал основой фирменного стиля. Esh разработали для нас фирменный шрифт, который получил название Bipolar Grotesque — и это название идеально описывает наш принцип существования.
У нашего дома два сердца — библиотека и вермутерия. Библиотеку из примерно четырех тысяч книг подбирает Катя Морозова, наш литературный куратор и главный редактор журнала «Носорог». Если говорить о материалах, то библиотека выполнена из покрытого матовым лаком панелей МДФ, винтовая лестница в подвал сделана из металла.
Дизайн ресторана, бара и вермутной ультра-минималистичный: металл и высветленное дерево. При этом мы не стараемся играть в Скандинавию: минимализм и скандинавский стиль — разные вещи. С оформлением ресторана и бара нам помогает Саша Каныгин — молодой известный питерский дизайнер. Он полностью взял на себя этот проект.
Вермутерия — аперитивный бар по типу миланского: днем ты можешь выпить кофе и съесть десерт, а с четырех часов вечера — аперитив: вермут на лед и легкие закуски. Помещение очень простое: терраццо, металлические стойка и полки. Мы хотели бы, чтобы гости проводили там не так много времени, а переходили в соседние помещения и сад площадью 750 кв. м. Там будет комфортно даже зимой — мы планируем устроить там подогрев, залить каток и делать снежный бар с бокалами ледяного просекко и горячий шоколад. И у нас здесь возведен амфитеатр, где можно проводить кинопросмотры и модные показы. Будет очень весело».