Население планеты растет, количество мусора увеличивается. Главным антигероем признан пластик. Проблема «пластикового загрязнения» — plastic pollution — уже стоит в одном ряду с глобальным потеплением. Свой вклад в ее решение вносят дизайнеры.
Что такое «пластиковое загрязнение»? С 1950 года человечество произвело около 6,3 млрд т пластика, из которых переработало всего около 9 процентов — основное количество отходов неизбежно попадает в окружающую среду. Каждый день примерно 8 млн единиц изделий из пластика, бутылок, пакетов и пр. оказывается в океане. Около 5,25 триллионов единиц общим весом 269 тыс. т плавают в его водах.
Чтобы легче было оценить масштаб катастрофы, профессор Университета Джорджии Дженна Джембек предлагает наглядный пример: представьте, что через каждые 300 м по всем побережьям мира стоит по пять продуктовых пакетов, набитых пластиковым мусором. Именно столько пластмассы, по оценке Джембек, ежегодно сбрасывается в океан. За какое время пластик разлагается на молекулы? От 200 лет до вечности.
Новостные сводки пестрят историями о запутавшихся в дебрях мусора акулах или дельфинах, наглотавшихся полиэтиленовых пакетов — 400 тысяч млекопитающих погибают каждый год от пластикового загрязнения. Обитатели океана, от зоопланктона до китов, начали питаться микропластиком — частицами размером до 5 мм. Рыбы, млекопитающие и птицы принимают их за корм. Подсчитано, что во всём мире микропластик составляет около 10 % пляжного покрытия. Пластик повсюду: в воде, в воздухе, в животных. И в человеке.
Плохой пластик Пластмассы были изобретены в конце XIX века, но широкое распространение получили в середине XX-го. Парадоксально, что поначалу пластик даже способствовал спасению природы: он заменил слоновую кость, из которой делались клавиши фортепьяно, бильярдные шары и прочие предметы. В 1950-х освободил домохозяек от тяжелой работы — мытья посуды: одноразовые тарелки были соблазнительно дешевы. Сегодня преимущество обернулось обратной стороной: 40 процентов пластмассовых изделий предназначены как раз для одноразового использования. В основном это упаковка — то есть то, что выкидывают сразу после покупки. Дешевизна пластмасс провоцирует пластиковое загрязнение.
В загрязнении виноваты не только те, кто мусорят: главный источник проблемы — компании, производящие продукцию в одноразовых тарах. Мировые гиганты Coca-Cola, PepsiCo, Amcor и Unilever объявили о намерении «собирать и перерабатывать 100 процентов своей упаковки».
Летом 2018 года Европейский парламент проголосовал за полный запрет пластиковой посуды. Под запретом на территории Евросоюза окажутся также трубочки для коктейлей, палочки для воздушных шариков, мешалки для коктейлей и пр. Растет число стран, запретивших полиэтиленовые пакеты, для нарушителей предусмотрены штрафы и наказание вплоть до тюремного заключения. США, Канада, Великобритания и еще несколько стран уже издали законы о запрете микропластика в косметике.
Хороший пластик В цивилизованных странах дизайнеры не могут остаться в стороне: они изобретают новые материалы и пытаются превратить мусор в объекты желания.
Студия Crafting Plastics Studio разработала новый экологически безопасный пластик Nuatan из кукурузного крахмала и дешевого растительного масла. студии M-L-XL — искусственный камень Silicastone, при изготовлении которого используются отходы силикатного производства. Итальянцы Orange Fiber научились создавать ткань из отходов, образующихся при производстве апельсинового сока.
Даже коммерчески ориентированные структуры советуют обратить внимание на предметы из отходов. Adidas создал форму для игроков Manchester United из утилизованного пластика, испанский фэшн-бренд Ecoalf выпускает кроссовки из собранного в реках и океанах пластика, а также водорослей. Хорошим тоном среди звезд шоу-бизнеса стало надевать на модную вечеринку платье из вторсырья. Sustainable продукты больше не выглядят неказисто. Они приятны и визуально и тактильно, занимают свою нишу в сегменте люкса: уже упомянутое апельсиновое волокно Orange Fiber использовал в своей коллекции бренд Salvatore Ferragamo.
Дизайнер Майкл Анастассиадес предложил вернуть на улицы города фонтаны с питьевой водой, которые заменили бы зловредные пластиковые бутылки. Проект называется A Fountain for London. Прототип Анастассиадеса — лаконичный фонтанчик из модной сегодня латуни. Результат: более 8 тысяч литров воды было выпито за месяц из двух моделей, установленных на станции Liverpool Street, что соответствует содержимому 16 тысяч бутылок.
Улисс Мартель разработал из использованных бутылок спортивную форму для регби. Находка дизайнера заключается не только в том, что он получает нить из ненужного пластика, но и в том, что спортивные костюмы вяжут на вязальных машинах: при кройке остается слишком много отходов.
Выпускница колледжа Saint Martins Джен Кин вырастила в своей ванной комнате ткань для кроссовок. Проект называется This Is Grown. Джен поднимает важный вопрос: разработка новых материалов полезна только тогда, когда процесс их создания не наносит еще больший вред природе, чем производство уже известных материалов.
Мексиканец Фернандо Лапоссе предлагает другой путь: зачем изобретать новое, если можно воспользоваться тем, что проверено временем. Своей инсталляцией Sisal Sanctum он привлек внимание к сизалю — материалу из волокон агавы. Сегодня он почти не востребован в производстве, при этом прочен и экологичен. Лапоссе расставил внутри оплетенных сизалем полукруглых ширм диваны и пуфы, сделанные из этого же материала, и приставил к ним «сизального» стража.
Шарлотт Киджер изобрела вазы и табуреты из отходов производства — спрессованной полиуретановой пыли. Сама Шарлотт называет себя material designer: в основе ее экспериментов — материалы. Очевидно, что новые модификации пластика будут стимулировать появление новых форм.
• ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН благодарит Марину Ширскую за помощь в подготовке материала