Пьер Полен: дизайнер французских президентов
Легенду французского дизайна Пьера Полена (Pierre Paulin, 9 июля 1927– 13 января 2009) знают не только профессионалы. Мебель Пьера Полена можно увидеть в Goldfinger — одной из серий бондианы, в лучших аэропортах мира, в постоянных коллекциях музеев Центра Помпиду, парижского Musée des Arts Décoratifs и МоМА (Нью-Йорк).
По теме: Джо Коломбо: добро пожаловать в будущее
В 1969 году президентская чета Помпиду приглашает его оформить личные апартаменты в Елисейском дворце, а в 1984 году президент Франсуа Миттеран поручает разработать дизайн и мебель для своего кабинета. Для Жоржа Помпиду, мецената и знатока современного искусства, Полен создает авангардную коллекцию мебели, для Миттерана — более умеренную и классическую. Однако Полен не стал скучным официальным художником, обласканным властью.
Он был дизайнером, который всегда, вплоть до своих самых последних дней, мог предложить диваны и кресла, которые витаминной расцветкой и непростыми формами могли подбодрить и развеселить каждого.
Французский новатор второй половины ХХ века cвое профессиональное образование Полен получил в Центре искусства и техники, будущей Школе Камондо. Пьер готовился стать скульптором, но с этой карьерой пришлось расстаться, после того, как в драке он повредил правую руку.
Проектированием мебели занялся в начале 1950-х — когда на пике передовых трендов были скандинавы и американцы, Алвар Аалто, супруги Чарльз и Рэй Имз и Флоренс Кнолль. Полен показал свои работы на выставке Salon des Arts Ménagers, потом его мебель появилась на обложке журнала La Maison Française. В 1954-м Полен начал делать мебель для компании Thonet. А в 1958-м стал дизайнером в голландской мебельной фирме Artifort, и проработал на нее более полувека.
«Значение дизайна преувеличено, отчего многие дизайнеры принимают себя за художников. Я никогда так не делал. Я всегда понимал, что отлично спроектированный автомобиль никогда не будет произведением искусства. Все, что мы, дизайнеры, можем — это сделать жизнь чуть удобней и проще.»
Визитная карточка Полена — скульптурные кресла с говорящими названиями: Oyster («Устрица», 1959), Mushroom («Гриб», 1960), Orange Slice («Долька апельсина», 1960), Nest («Гнездо», 1962), Butterfly («Бабочка», 1963), Tongue («Язык», 1967), Ribbon («Лента», 1966), Le Chat («Кошка», 1967). Все они считаются сегодня иконами дизайна. Особенно знамениты его кресла из полиуретановой пены, обтянутые яркой тканью-стрейч, выполненные для Artifort в 1960-е.
Он был дизайнером интерьеров, но культовыми стали именно его сиденья. За свою долгую карьеру он нарисует более двух сотен стульев, кресел, пуфов, лежанок и диванов. Полен, как никто другой, владел способностью моделировать в трех плоскостях. Он получал удовольствие, жонглируя формам и объемами. Созданные им объекты перечеркивают все эстетические, стилистические и даже технологические табу.
В стремлении сделать кресло более комфортным, он обращался к новым материалам, таким как формованная пена, мебельные чехлы «шил» из эластичного безшовного трикотажа, который до этого использовался только для изготовления купальников. Его чехлы снимались, чистились, менялись в зависимости от вкуса, сезона и просто настроения. Полен обновляет кресло, облегчая его структуру, полностью скрывая каркас внутри чехла, оставляя только форму. Его сиденья становятся хроматическими акцентами в интерьере.
Полен продолжал проектировать мебель вплоть до своей кончины в 2009-м. В 2007-м, в год 80-летия Пьера Полена, компания Artifort выпустила все его знаменитые кресла и диваны в обивке из ткани Momentum с эффектным эксперссивным орнаментом. Ткань была создана в 1965 году американским текстильным дизайнером Джеком Ленором Ларсеном.
В 2008-м Ligne Roset воспроизводит констуктивистский стол CM141, который Полен спроектировал еще в 1950-е для Thonet. А также выпускает серию кресел и пуфов Pumpkin, созданную по мотивам мебели, которую Полен проектировал в 1970-е для Елисейского дворца, только в более ярких обивках. На следующий год эта серия получает премию Red Dot. В 2015 на выставке Design/Miami Louis Vuitton показал ранее неизданную коллекцию модульной мебели, созданную Поленом в 1972 для Herman Miller. И в том же году ньюйоркская галерея Demisch Danant сделала рестроспективу французскому мастеру.