Выставка Cersaie — важнейшее международное событие в области отделочной керамики и дизайнерских покрытий, проходящее в итальянской Болонье. В 2019 году более 840 экспонентов представили здесь свои новинки, включая 452 производителей плитки и 181 марки сантехники. Более трети брендов — иностранные.
Выставка приняла 112 104 посетителя, и почти половина из них приехали на этот важнейший смотр из-за рубежа. CША и Китай поставили рекорд по количеству гостей.
Из очевидных устремлений брендов — адаптация рынка отделочных материалов к микро-пространствам и микро-рисунок. Все ориентируются на максимальную персонализацию, кастомизацию и контролируемое потребление.
Возможности цифровой печати на плитке достигли новых высот, украсив размеры 3 на 1 метр сложной графикой и цветом. Легкость и тонкость материала — то, что почти все производители сейчас взяли на вооружение.
Расширение выразительного словаря делает все более продуктивным сотрудничество производителей плитки и керамогранита со знаменитыми дизайнерами. Так, испанский бренд Harmony продвигает опусы дизайнера Луки Никетто, а компания Сeramica Bardelli презентовала коллекцию Pittorica по дизайну Studiopepe.
Коллекция Shades от Ceramiche Piemme, созданная Гордоном Гийомье, вдохновлена созданной вручную майоликой: плитка реалистично повторяет тонкий несовершенный след кисти.
Одна из важных современных опций — возможность персонализировать предмет, используя комбинацию материалов, выбранную клиентом, — применяется и в сфере отделочных материалов. По-разному сочетая доступные элементы и цвета, можно создавать разнообразные полотна.
Борьба с бактериями
Несомненный тренд этого года — разнообразные технологии, придающие большую устойчивость к агрессивным воздействиям среды. В антибактериальные технологии сейчас инвестируются миллионы: планируется, что в ближайшем будущем строительный сектор — особенно в области общественных сооружений (больниц, школ, концертных залов и торговых центров )— полностью перейдет на отделку подобными материалами. Эти покрытия предполагают чрезвычайно легкий уход за поверхностью — как, к примеру, система Active, разработанная компанией Fiandre. Она предполагает разрушение бактерий под воздействием воздуха и солнца.
Тренд иллюстрирует и плитка Kerlite — ламинированный керамогранит, армированный стекловолокном. В ней ней используются ионы серебра для подавления метаболизма бактерий (ионы добавляются в плитку во время формовки и сохраняются свои активные свойства).
Керамические обои
Истончение поверхности привело к практически бесшовным «керамическим обоям». Например, коллекция Dark Edition от ABK доступна в виде плиток размером до 1600 x 3200 мм с цифровым декором высокого разрешения. Итальянский бренд Ornamenta предлагает широкоформатные плитки Operae, цифровое изготовление которых позволяет получать рисунок от градиентов до узоров.
Концерн Iris Ceramica поразил тонкими (6 мм толщиной) трехметровыми керамическими слэбами, на которые можно перевести любое изображение — оно может быть металлизированным, цветным, любой степени детализации.
Перепроектированный прямоугольник
Если в 2018 году все увлекались ортогональными формами и игрой в mix&match — соединения разнообразных форм и размеров, то сейчас индустрия возвращается к форме классического прямоугольника (10 x 20 см, 11 x 25 см или 10 x 30 см). Компании живо вспоминают расклад вертикальной черепицы и даже иногда включают ее изображения в оформление стендов. Чтобы придать свежесть традиционным прямоугольникам, предлагается делать акцент на контрастных и немного увеличенных межплиточных швах, оформленным ярким цветом.
Цветная революция
Яркий цвет вернулся в ванные комнаты. Искуственные камень и мрамор теперь щеголяют инстаграмными оттенками. Энергичный цвет замечен в коллекциях Wow, Ceramica Bardelli, 41zero42 и TN Corporation, Fiandre. Многие сравнивают этот всплеск с колористической феерией 1970-х, однако, разумеется, важны нюансы.
Следуя цветам года, названным лакокрасочными концернами, производители керамики предлагают сложные версии актуальных розовых или зеленых, апельсиновых или гранатово-красных оттенков.
Цвет сочетается с различными текстурами. Поражают тонкие эффекты градиента. Заметно возращение насыщенной терракоты, характерной для традиционной итальянской керамики. Тенденцию иллюстрирует керамогранит D_Segni Colore от Marazzi. А оттенки сепии в сочетании с темами 1950-х стали ведущими в коллекциях Aparicia и Fioranese.
Возвращение классического сочетания белого и синего замечены на стендах Ceramica Sant'Agostino и Fap Ceramiche: последняя в образцах Pat Sky, Pat Deco Blue и Pat Splash Mosaico показала новое интересное направление в объединении нескольких рисунков плитки с добавлением деталей. Отметим нарастание тенденции к контрастам: сочетание черного и белого (Lithos Gallery, Tonalite, Porcelanosa, Mutina, Decoratori Bassanesi) стало мощным противовесом изобилию цвета и нейтральным тонам.
3D текстуры
Тактильные и чувственные качества сейчас чрезвычайно важны. Трехмерная плитка и мозаика оказались ключевым предложением для многих производителей. Альтернатива — отделка в виде фактурной ткани вроде лена или твида (Decoratori Bassenesi и Fap Ceramiche).
Иногда эффект трехмерной поверности усиливается измененной геометрией — треугольной, ромбовидной (коллекции Revigres, Wow Design и Tonalite), в виде листьев или рыбьей чешуи.
Вдохновленные камнем
Искусственый камень и керамика «под мрамор» по-прежнему в тренде. Некоторые производители достигли в имитации таких высот, что даже профессионалы не всегда уверены в том, какой материал перед ними. Этот год принес в «мраморную» плитку цвет: именно он сейчас выдает искусственное происхождение. Малахитовый или бордовый мрамор выглядит весьма экзотично.
Среди примеров — коллекция Majestic, созданная дизайнерами бренда Valentino by Ceramiche Piemme. Она вдохновлена затейливой текстурой таких сортов мрамора, как Carrara, Grigio Verona, Nero Levanto, Onice, Nero Marquinia и Bianco Arabescato. Коллекция Provenza от Evilgroup возрождает красоту древнего сицилийского камня и сочетает его естественную красоту с геометрическими элементами. Chateau — имитирует французский камень.
Итальянский производитель керамической плитки Ariostea выпустил коллекцию, которая имитирует переливающееся качество драгоценного оникса. Керамогранит Ultra Onici от Ariostea опирается на более легкие разновидности камня, который имеет более приглушенные оттенки серого, коричневого и зеленого. Широкоформатные плитки доступны в восьми различных вариантах, предлагая палитру от переливающихся оттенков зеленого и серого до теплых бежевых, слоновой кости и персика.
Вдохновленные паркетом
Керамику с эффектом дерева предлагают почти все производители, этот тренд встал в ряд с популярным эффектом цементной и мраморной поверхности. Общий тренд — уход в холодные скандинавские оттенки с общей доминантой серого, как в коллекциях компании Fap Ceramiche.
Компании соревнуются в создании фактурных эффектов: текстурности, достоверности рисунка дерева и ощущение ручного труда. Многие обрабатывают плитку таким образом, что даже ее тактильные свойства приближаются к ощущение дерева: она более теплая на ощупь, чем традиционная глазурованная плитка.