О солидном возрасте дизайнера Маттео Туна (Matteo Thun, р. 17 июня 1952) все как-то забывают. Потому что он моложав, деятелен и чрезвычайно востребован.
В его биографии есть два факта, свидетельствующих о длине пройденного пути. Во-первых, он учился у легендарного экспрессиониста Оскара Кокошки, во-вторых, вместе с Этторе Соттсассом стоял у основания постмодернистской дизайнерской группы «Мемфис». В 1984 году основал собственную студию в Милане и с тех пор почти тридцать лет трудится над коммерческими продуктами и интерьерами, проектируя все — от кофейных чашек до отелей при аэропортах. «Я не дизайнер, я — архитектор, работающий в больших и малых масштабах».
MATTEO THUN
Родился в 1952 г. Учился в Зальцбургской академии. Диссертацию по архитектуре защитил во Флорентийском университете. В 1990-х годах увлеченно преподавал. Его хиты выходили под брендами Riva 1920, Barovier & Toso, Baxter, Rapsel, Duravit и др. Построил множество гостиниц и офисов. В июне 2015-го вместе с постоянным партнером Антонио Родригесом Маттео Тун открыл представительство в Шанхае.
Среди его клиентов числятся более 100 знаменитых фабрик, компаний, фондов и институций. Одним Тун спроектировал сковородки и ножи, другим — часы и очки, третьим возвел резорты и кондоминиумы, четвертым оформил офисы и т. д. Понимая все упреки, которые может вызывать такой универсализм, в одном из интервью Тун назвал себя шлюхой, в другом — менеджером жизненного цикла.
«Cоттсасс был последним из поколения дизайнеров, которые могли себе позволить целостный подход. Он и Акилле Кастильони были настоящими архитекторами. Раньше они хотели знать, что вы будете делать с гранитом и со сланцем, какая разница между лиственницей и березой, между стеклом из Мурано и из Богемии. Очень логичный подход для архитектора, ведь каждый день мы сталкиваемся с большим кругом проблем и надо найти новый путь. Мне нравится решать комплексные задачи: я действую как архитектор, дизайнер интерьеров, световик, ландшафтник, эксперт по графическому дизайну, коммуникациям и маркетингу. Универсальность — философия нашей студии, ведь мы предлагаем клиенту комплексный проект».
Кредо Маттео Туна — Carpe diem («Лови день»)— и, надо отдать ему должное, «день» он «ловит» блестяще. У Туна вряд ли найдется набор специфических приемов, которые различит глаз профессионала. Для обывателя его портфолио — ряд разных зданий, интерьеров и предметов, достаточно нейтральных по стилю, чтобы сразу заподозрить одну руку. Все продукты и интерьеры минималистичны, ненавязчиво интересны по материалам и созданы с пиететом к природе. Его проект трех жилых домов в Милане «Вертикальные сады» обошел мировую прессу как передовая «зеленая» архитектура. В его ванных, стеллажах и столах есть попытки европейца постичь буддийскую «простоту и пустоту». «Все мои проекты — зеркала, в которых отражаются гении места. Будь то озеро Гарда или пески Дубая».
Маттео Тун рано осознал перспективы «зеленого» дизайна, одним из первых включил в свой вокабуляр слова «экология», «устойчивое развитие» (sustainability), причем подчеркивал, что эти понятия требуют широкого осмысления и не сводятся лишь к техническим параметрам и нормативным предписаниям. А также придумал термин «Экотектура», которым определил исповедуемую им философию. Последние годы Туну особенно близки темы велнеса, близости к воде, культа тела. Он продолжает заниматься проектированием мебели, светильников, ковров, но сегмент ванных комнат и спа, похоже, является теперь приоритетным.
Невероятно успешным оказался проект JW Marriott Resort & Spa в Венеции — он был открыт весной 2015 года, и с тех пор собирает награды. В копилке Matteo Thun & Partners премия Senses Wellness Award 2015 за «лучшее новое европейское спа», World Travel Award 2015, Best Hotel & Tourism Resort 2016, кроме того, объект стал финалистом 2016 года World Luxury Spa Award.
Cауны, смесители, сантехническое оборудование — в этой сфере дизайнер Тун чувствует себе уверенно. И находит отклик и одобрение как потребителей, так и профессионалов. Линейка саун для немецкой компании Klafs получила награду Plus X Award в номинации «Лучший продукт 2015/2016». Для Fantini автор создал линейку смесителеей Nice, которая была показана на стенде компании, а также представлена инсталляцией Happy Water в миланском шоу-руме бренда — яркие цветные модели призваны по замыслу автора привнести в ванную комнату сексуальность. Nice — не первая совместная работа с Fantini. Пару лет назад увидела свет коллекция смесителей Lamé, эргономичные формы которой созданы на основе вычислений французского математика Габриэля Ламе (1795-1870).
Тун умеет спроектировать дизайнерский «хит» — успешный, популярный продукт. Например, унитаз с функцией биде для швейцарского бренда Axent — Axent One удостоен четырех наград: Design Plus, Red Dot, Iconic Award Немецкого совета по дизайну и, наконец, iF Design Award. Возможно, это не предел.
У фирмы Matteo Thun & Partners разнообразная деятельность и обширные планы. Архитектор Маттео Тун предметные коллекции и проекты начиная с 2003 года создает в сотрудничестве со своим постоянным партнером Антонио Родригесом (Antonio Rodriguez, р. 1963), испанским архитектором. Направление Matteo Thun Atelier вносит вклад в развитие ремесленного мастерства Made in Italy.