В 2018 году Дания отмечает столетие национального керамического производства. Хотя первая фарфоровая мануфактура появилась в Дании в XVIII веке, искусство керамики, каким мы его знаем сегодня, зародилось в 1880-х годах.
Датскую керамику того времени связывают прежде всего с именами архитектора Торвальда Биндесбёлла (Thorvald Bindesbøll) и скульптора Нильса Хансена Якобсена (Niels Hansen Jacobsen). Глина была их любимым материалом для скульптур, рельефов, блюд с абстрактными узорами.
Позже центральное место заняла глазурь, а свободная манера была вдохновлена японским искусством и французским модерном. Кузницей кадров стал Датский королевский фарфоровый завод, а также предприятие Bing & Grøndahl. Вошел в моду «скандинавский модерн»: керамические объекты чистых форм, вдохновленные утилитарной керамикой. Излишняя декоративность исчезла, уступив место чистым линиям и простому глазурованию одним оттенком.
Керамическое искусство стало восприниматься как отдельная область, начиная с 1920-х годов. Такие мастерские, как Saxbo, в 1930–1960-х годов вывели датских керамистов на международную арену. Самые успешные и качественные работы впоследствии получили название «студийной керамики».
В период между двумя войнами и после Второй мировой войны керамическое искусство развивалось в разных направлениях. Художники-модернисты, такие как Эрик Нихолм (Erik Nyholm) и Асгер Йорн (Asger Jorn), двинулись в более экспериментальном направлении. Оба работали в нетипичной манере, привлекая к сотрудничеству гончаров. Другая группа черпала вдохновение в традиции. Решающую роль здесь сыграло творчество Гутте Эриксен (Gutte Eriksen): ее влияние особенно ощутимо в Ютландии. Художники Копенгагена делали ставку на классику, создавая более легкие и тонкие предметы с простым декором. Среди них Бодиль Манс (Bodil Manz), Алев Сиесбюэ (Alev Siesbye) и Беате Андерсен (Beate Andersen).
Еще один центр датской керамики появился на небольшом острове Борнхольм в Балтийском море. Здесь было построено несколько мануфактур, в частности фабрика Hjort. Местными звездами «студийной керамики» стали сестры Гертруда Васегаард (Gertrud Vasegaard) и Лизбет Мунк-Петерсен (Lisbeth Munch-Petersen), в девичестве Хьорт, обе черпающие вдохновение в природных формах и расцветках.
Студийная керамика стала дисциплиной, развивающейся между искусством и гончарным ремеслом. Эта взаимосвязь приобрела большое значение к концу 1990-х годов. Сам материал, его фактура и природная красота вышел на первый план в последние 20-30 лет. Яркими примерами служат эксперименты Кристины Скоу Кристенсен (Christina Schou Christensen), Бентэ Скьётгаарда (Bente Skjøttgaard) и Мортена Лёбнера Эсперсена (Morten Løbner Espersen), а также сложная скульптура Карена Беннике (Karen Bennicke) и Стеена Ибсена (Steen Ibsen).
• С 29 ноября 2018 года по 3 марта 2019 года датскую коллекционную керамику — более 500 экспонатов самых важных авторов — можно увидеть в Maison du Danemark в Париже.