Мартин Зекели (р. 22. 04. 1956) умеет для каждого предмета найти идеальный силуэт и небанальную конструкцию. Свой сдержанный стиль он сравнивает с эстетикой средневековых монахов-цистерцианцев, а экономность называет этически верной тактикой в эпоху избыточного потребления.
Мало кто знает, что Зекели — автор невероятно популярных предметов, Например он разработал стакан Perrier, который был выпущен тиражом 20 миллионов экземпляров. С другой стороны, его вещи ценят знаменитые коллекционеры современного искусства, среди которых был и модельер Аззедин Алайа.
«Всю жизнь я испытывал отвращение к избыточному. Минимализм — моя потребность. С юности я привык экономить, сокращать, упрощать. Я думаю, что концепцию минимализма визуального и структурного сегодня должны разделить и прочувствовать мы все. Минимализм — наша общая территория, простая форма существует вне школ, течений, тенденций или местных традиций. В этом отношении она универсальна. Это — эсперанто, на котором говорят повсюду.
Кроме того, минимализм способен поднимать вещь на высокий интеллектуальный уровень. Жители современных городов окружены массой ненужных вещей. Чем больше мы будем стремиться к ограничениям, тем лучше. Мне нравится вдохновлять людей на то, чтобы получать максимум, используя и тратя минимум».
Французский дизайнер, сын венгерских эммигратнов, известной керамистки Веры Зекели и скульптора Пьера Зекели, он учился в парижской Школе Буля, затем совершенствовал навыки в Школе дизайна в Сент-Этьенне, получив квалификацию гравера.
В 1984 году прославился благодаря шезлонгу Pi, который был сделан в рамках известной французской программы по поддержке молодых дизайнеров Carte Blanche, инициированной VIA. С тех пор Зекели регулярно сотрудничал с продюсерами дизайна, его вещи производили и продавали Galerie Neotu, Galerie Kreo или Domeau & Pèrès. Зекели приглашали к сотрудничеству Perrier, Heineken, JCDecaux или Électricité de France.
На Парижский мебельной ярмарке 1987 года Зекели был назван «Творцом года», а в 1999 удостоен премии Альфреда Данхилла. Его работы вошли в коллекции известных музеев, таких как Музей декоративных искусств в Париже, нью-йоркский Музей современного искусства MoMA или Музей современного искусства Люксембурга (Mudam). В 2011 году Центр Помпиду посвятил ему персональную выставку.
В 2018 году Музей декоративного искусства и дизайна Бордо в здании бывшей тюрьмы организовал эффектную по экспозиции ретроспективу, в которую вошли более 40 произведений, созданных с 1981 по 2018 годы, в том числе и специально спроектированный опус The Drawers and I.
Большинство вещей, спроектированных Зекели, монохромны и в то же время сам он ощущает себя дизайнером с особым восприятием цвета. «Для меня важны цвета материалов: оранжево-красный отсвет меди, темно-зеленый тон стекловолокна, глубокий черный карбона, серебристые блики алюминия, золото, дерево, натуральный камень. Я использую естественные цвета, наблюдаю за тональными вибрациями в свето-воздушной среде. В детстве мы смотрели черно-белый телевизор и окрашивали все увиденное в нашем воображении, в соответствии с визуальным опытом и вкусом. До сих пор, когда я делаю монохромные предметы, я надеюсь, что срабатывает тот-же эффект и люди мысленно окрашивают вещи по своему вкусу».
Лучшей коллекцией вещей Мартина Зекели обладает парижская Galerie Kreo — 47 объектов, среди которых есть столы, системы хранения, этажерки и несколько кресел. Владелец Galerie Kreo Дидье Кржентовски провел 6 персональных выставок дизайнера и о сих пор считает его одним из самых выдающихся пректировщиков настоящего времени.