Тойо Ито (Toyo Ito), один из самых революционных архитекторов современности, обладатель Притцкеровской премии размышляет о сходстве одежды и архитектуры, формообразующей роли узора и необходимости преодолевать себя.
По теме: Томас Хизервик: 6 фактов о движении, любопытстве и кукурузе
Что общего у одежды и архитектуры Когда я приступаю к работе над новым проектом, то размышляю о здании как о предмете одежды, призванном укутать человеческое тело. Отношусь к архитектуре как к еще одной оболочке для тела. Человек, включенный в пространство, для меня первичен. Не человек встраивается в здание, а здание «облекает» человека. Архитектура не должна выглядеть без людей лучше, чем с ними. Вы же не представляете одежду без человека — без него она просто теряет смысл.
О создании собственного стиля Меня часто спрашивают, есть ли у меня какой-то определенный стиль. Я бы сказал, что одна из самых распространенных ошибок — придерживаться однажды найденного стиля, неважно в чем. Каким бы удачным ни было найденное решение, оно нуждается в коррекции. Не замыкайтесь в рамках стиля, ищите впечатления, новых людей, разговаривайте с ними — и тогда новые идеи и возможности появятся сами собой.
Я бы сказал, что одна из самых распространенных ошибок — придерживаться однажды найденного стиля, неважно в чем.
Собственный стиль вырабатывается медленно и понемногу, в результате многочисленных обсуждений и «примерок». Это тот же самый процесс, как и работа над зданием. Невозможно взять и поменять все целиком — за одно обсуждение. Это не будет выглядеть органично.
О ткани и архитектуре Одна из моих любимых тем — прозрачность. Именно поэтому я согласился работать над бутиком тканей Kinnasand в Милане: эти ткани напомнили о прозрачности в моих же собственных работах. Долго размышлял, как с помощью архитектуры подчеркнуть воздушность, свойственную этим тканям. Лучшим решением оказались тонированные матовые стеклянные стены по трем сторонам, и светлого дерева двери от пола до потолка. Это позволило создать свободную развеску тканей с драпировками (а не скучный ряд образцов на рейлинге) и акцентировать их красоту.
По теме: Японский архитектор Тойо Ито и Музей барокко в Мексике
О роли узора в проектах Структура, геометрия и узор фасада в моих проектах тесно переплетены. Долго время меня привлекала идея сетки, решетки, которую можно использовать как конструктивную основу. Мне нравится использовать модули с четкой, узнаваемой геометрией. Вместе с тем нет задачи идеализировать геометрию саму по себе, скорее интересней интегрировать ее в структуру. Здания Tod's, Mikimoto, центр искусство в Мацумото, временный павильон Serpentine Gallery и другие благодаря этим выразительным конструкциям очень узнаваемы. Я до сих пор нахожусь в постоянном поиске инструмента для создания архитектурных форм, сейчас в этом очень помогают компьютерные программы: мы можем воссоздать почти любую структуру.
О любимом рисунке Вероятно, это polka dot — асимметрично разбросанный по полю горох. Я часто выбираю этот рисунок, у меня уже целая коллекция рубашек с ним. В моих проектах он тоже появляется — в мебели для Horm, в павильоне в Брюгге.
О преодолении себя Нужно стремиться к преодолению себя, стараться прыгнуть выше головы. Для меня таким проектом стала медиатека Сэндае. Там были применены такие конструктивные элементы, о которых я только мечтал и долго не мог к ним подступиться. И только после постройки медиатеки, с уже новыми наработками, я смог задуматься о следующих проектах — оперном театре в Тайчжуне и библиотеке в Гифу.
«Думай не головой, думай всем телом».
О прогулках и свойствах памяти Главный (и порой единственный) источник моих впечатлений — это долгие прогулки по городу без определенной цели. Особенно они вдохновляют в зарубежных поездках. Можно бродить по ресторанам, пробовать еду, замечать, как люди одеты. Лучший совет, который я получил в юности: «Думай не головой, думай всем телом». Каким-то образом тело запоминает ценные впечатления лучше, чем голова — эти воспоминания можно воспроизвести и через несколько лет.
Музей архитектуры Тойо Ито, Имабари.