Главный исследователь новых технологий на планете британский дизайнер Росс Лавгроув под Новый год призывает всех открывать шампанское саблей, задуматься о мебели из грибов и найти подходящий 3D-принтер.
О гусарах и шампанском. Когда я проектировал церемониальную саблю для открытия бутылок с шампанским, то думал — как такой предмет может выглядеть в XXI веке? По различным версиям, обычай открывать шампанское одной рукой возник у кавалеристов, которые делали это, не слезая с лошади: собственно, это можно было сделать только саблей, отрубив горлышко. «Сабраж» — так называется этот способ открыть шампанское (от фр. sabre — сабля). Теперь представьте: у нас с одной стороны виртуальная реальность и стулья из магния, и с другой — двухсотлетний обычай кавалеристов и компании, до сих пор производящие традиционные сабли с инкрустированными рукоятками из рога буйвола.
Я изучил основные характеристики этих традиционных сабель. Тяжелый инструмент с широкой тыльной стороной и коротким лезвием. Лезвие не должно быть острым: бутылка открывается за счет удара по выступающей части горлышка. Там появляется кольцевая трещина, и из-за разницы давлений горлышко отлетает вместе с пробкой. То есть важна именно точность удара и тяжесть самого инструмента. Лезвие в моей сабле лишено привычной заостренности: в ней не было смысла, на функцию это никак не влияет. А вот сделать форму более современной — это было критически важной задачей. Хотелось максимально уйти от традиционного образа, придав сабле футуристические черты.
О надеждах на будущий год Надеюсь, что в будущем году в технических университетах на каждой парте будет стоять 3D-принтер. Когда я читаю лекции, часто удручает, как можно обучать студентов без элементарного знания современного производства. Туфли, отпечатанные на 3D-принтере, давно не новость, уже скоро запчасти к сантехнике начнут на дому печатать, а преподают все по старым шаблонам. Мне для работы в офисе нужны молодые дизайнеры, продвинутые, подкованные в цифровых областях, но где их взять? Если такой находится, это невероятное везение. И то чаще это будет выпускник архитектурного вуза, а не дизайнер.
Или, к примеру, компании по производству мебели. Большинство до сих пор использует машинный тип производства, где детали делаются поштучно, а после собираются. Я всю жизнь потратил, чтобы научиться производить монолитные вещи с помощью новых технологий, это миллионные вложения — совершенно не хочется делать шаг назад. Надежда на молодых, что они сумеют в скором времени найти способ организовать новые типы производств, но преодолеть инертность индустриального наследия весьма непросто.
О форме. Нет на свете лучше формы, тысячелетиями оттачиваемой природой. Строго говоря, можно отсканировать обитателей океанов — и использовать полученную эргономику для создания вещей. Минимум материи, максимум формы. Природой уже заложена неодходимая толщина во всех нужных местах, остается только найти подходящий для воспроизведения материал.
О гадании на технологиях. Многие исследования новых технологий не всегда оправдывают вложения, а они порой колоссальные. В определенном смысле любое вложение в новое исследование — это по сути гадание, получится/не получится. А если получится, то как быстро удастся этот процесс удешевить, потому что на начальном этапе любое новшество доступно только исследователям в лабораториях, о массовом применении речь не идет.
Сейчас любопытные исследования в области вещей, произведенных способом биологического выращивания. Это, на мой взгляд, перспективное направление: необходимо инвестировать именно в эту область. Нужно срочно искать замену пластику, поскольку люди уже привыкли к комфорту одноразовых вещей. Вероятно, легче заменить сам материал. Наверное, это все же будет не выращенная из грибов посуда (хотя такая уже тоже есть, но пока воспринимается скорее как курьез). Уже «выращивают» мебель. Нью-Йоркская организация Terreform ONE в сотрудничестве с компанией Genspace изобрели материал Mycoform (он создан из мицелия, стеблей овса и деревянных частиц). Эти предметы скорее выращиваются, чем производятся.
О минимальном использовании материала. Странно, наверное, слышать от человека, который новые вещи производит, что нужно их количество сокращать. Точнее, количество материала, требуемое на их производство. До тех пор, пока мы не осознаем, что от вещи должен остаться по сути скелет — их дизайн не продвинется вперед.