Прославленный архитектор Альдо Чибич, один из основателей Memphis — вероятно, самый оптимистичный и веселый из «живых классиков» итальянского дизайна.
С самого начала своей карьеры, Чибич находит баланс между работой в сфере архитектуры, интерьерным и промышленным дизайном. Огромное влияние оказало на него знакомство с Этторе Соттсассом в 1977 году. В Милан Альдо Чибич (р. 1955) переехал в 1979-м, когда ему исполнилось 24, и уже в через пару лет вместе с Соттсассом, Маттео Туном, Микеле де Лукки и Марко Занини стал полноправным основателем Memphis.
Язык дизайна Чибича на общем радикальном фоне был весьма узнаваем: он стремился к балансу пропорций форм, в отличие от тенденции к ниспровержению гармоничных сочетаний, свойственных другим членам группы. Чибича больше интересовало, как можно придать повседневным вещам актуальное звучание.
В конце 80-х он создал Studio Cibiс, занимался архитектурными и интерьерными проектами. В 1991 году запустил Standart — коллекцию мебели собственного производства.
С годами взгляд на то, как должен выглядеть мир вокруг нас, менялся, и в 2010 году он основал Cibic Workshop. Это мультидисциплинарный исследовательский центр, куда входят и архитектурно-дизайнерская практика, и образовательные программы, которых становится все больше и больше. Основная тема исследований Cibic Workshop — поиск путей развития устойчивой среды, а также проектирование объектов, нацеленных на усиление интеграции человека в общественное пространство.
Чибич много преподает. С 80‑х годов он ведет программы в Domus Academy, в Миланском Политехе, Венецианском университете архитектуры IUAV. С недавнего времени он — почетный профессор в шанхайском университете Tongji. Родные места Чибича — Виченца и ее окрестности, родился он в Скио (Schio). Альдо до сих пор очарован этим городом и обзавелся там квартирой, куда переехал из большого дома в деревне ради образования сына.
«Я совершенно не склонен к созданию буржуазных интерьеров с их излишествами».
Он всегда настаивал на доступности дизайна для обывателя. Он разработал понятие «заботливой» вещи — вещи, которая отдает больше, чем требует. В цепочке «человек-предмет-место» обязательно должен быть точный баланс. Этой концепции он последовательно придерживается в своей работе.
Чибич разработал понятие design service: концепцию территориального проектирования, в которой идеи устойчивого развития рассматриваются не только с физической и экологической точки зрения, но и с культурной и социальной позиции.
Чибича занимает тема, актуальная для многих архитекторов и философов: как можно во времена экономических кризисов и экологических катастроф добиться внутреннего равновесия и обрести счастье. Проекты Microrealities (2004) and Rethinking Happiness (2010), показанные в свое время в рамках Венецианской биеннале, изучают новые способы взаимодействия человека с самим собой и обществом в целом. Чибич сам старается жить в соответствии с этими принципам: находить время для йоги (в его доме есть отдельная комната для занятий), заботиться о здоровье, предаваться размышлениям и мечтать. Только эти простые вещи, по мнению дизайнера, могут привести к счастливой жизни. Все эти размышления он изложил в книге Rethinking Happiness.
«В работе мне больше всего интересно найти не только профессиональные точки приложения дизайна, но и поэтические. В каждом проекте, будь это башня из мрамора или предмет для сервировки, я буду искать прежде всего поэзию». Именно «поэтическое» покорило дизайнера в проекте для известной компании Riva 1920, работающей с необычными сортами дерева. «Наблюдать естественные следы жизни дерева и воздействия на него - соленой воды, бортов лодок — это же настоящее ваби-саби, скромность и подлинность. Любопытно, что дерево менялось не только в воде, но и продолжит меняться дальше: поверхность дерева после попадания в другую среду сильно трансформируется», — отмечает Чибич.
У Чибича отменное чувство юмора. В его доме, как и у большинства дизайнеров, множество прототипов и вещей, созданных по его эскизам. При этом вряд ли кто-нибудь из дизайнеров стал бы выставлять на видное место гладильную доску. А у Чибича в углу гостиной стоит ярко-зеленая пластиковая гладильная доска, прототип для фабрики Ceppi: она служит подставкой для цветочных горшков. «Я совершенно не склонен к созданию буржуазных интерьеров с их излишествами».
Среди брендов, с которыми он сотрудничает: Bisazza, Serralunga, Pianca, Venini, de Castelli, Paola C. В портфолио Чибича множество предметов из стекла и пластика: оба материала позволяют достичь яркого цвета, который Чибич любит еще со времен Memphis. Его дизайн — всегда с доброй мыслью о потребителе. И тот отвечает ему взаимностью.