Графический дизайнер Кения Хара (р. 1958), куратор и глава японского Института дизайна, известен не только в Японии: он — арт-директор популярной фирмы Muji и автор логотипа для Олимпийских игр 2020 года.
Хара закончил Университет искусств Мусахино (Musashino Art Univesity) в 1983 году по специальности «дизайн», и вскоре вошел в состав Nippon Design Center. В 1991 году он основал Hara Design Institute. Также он является президентом Японской ассоциации графических дизайнеров.
«Только в университете я понял, что готов заниматься дизайном серьезно. Мое отделение называлось «Факультет научного дизайна» (The Department of Science of Design). Я стал изучать философию дизайна, и тогда родилось ощущение, что за каждой вещью должна стоять человеческая мудрость, интеллектуальное прозрение».
Хара — автор знаменитой книги Designing Design («Проектируя дизайн»). Это не единственная его книга — почти каждую выставку, которую он курирует, он сопровождает детальным и прекрасно оформленным размышлением на заявленную тему. В книгах он описывает все ключевые понятия в дизайне и наглядно объясняет, каким образом современная японская культура влияет на мировые тренды.
«С ранних лет меня привлекала идея заниматься дизайном, быть с ним на короткой ноге. Когда я работаю над объектом, мысленно помещаю его в инкубатор, где созданы все условия для появления новой жизни. Какое-то время я вынашиваю идею, работаю с предположением «как это могло бы быть» и стараюсь визуализировать его. Когда суть предмета сформируется, и появится «стандарт», квинтэссенция вещи, можно переводить его в материал. Этот метод полезно применять в любой сфере: получится взвешенный и продуманный продукт. Я уверен — редуцируя ненужное и бесполезное, мы получаем нечто, что превосходит по силе воздействия все вычурное и эффектное.
Я больше работаю с обстоятельствами, чем с конкретными объектами. Мы видим, как интенсивно меняются вокруг нас социальные и медийные обстоятельства, они требуют постоянной рефлексии. И, вероятно, моя сильная сторона — это поиск, исследование и проговаривание актуальной проблематики в современном дизайне. «Редизайн», «тактильность», «образование» и «архитектура для..» — одни из моих любимых тем».
«Многие люди путают фрагменты информации, выловленные из интернета, с истинным знанием. Как часто сейчас можно услышать по любому поводу «я знаю, знаю» (почему-то повторяют именно дважды), хотя если задуматься, это скорее форма заклинания, чтобы не вдаваться в проблему глубоко. Как только человек для себя решает, что он что-то знает, в этой точке происходит остановка его настоящего интереса. То есть в коммуникативном дизайне в идеале не должно возникать ощущение «конечного знания», иначе будет невозможно двигаться дальше».
Широкую известность Харе принесли выставки дизайна, организованные им. Темы для них были сформулированы так остро, а работы приглашенных дизайнеров и архитекторов настолько точно попадали в обозначенную проблематику, что волна обсуждений этих выставок не прекращалась многие годы.
«В 2000 году мы сделали своего рода исследование «Редизайн: повседневные вещи XXI века» (RE-DESIGN — Daily Products of the 21st Century). Я попросил ведущих японских архитекторов и дизайнеров переосмыслить повседневные вещи. К примеру, Шигеру Бан спроектировал туалетную бумагу, втулка которой не круглая, как обычно, а квадратная — это позволило бы хранить рулоны в более устойчивом положении. Мне до сих пор кажется, что это блестящая идея.
Дизайнер по свету Кару Менде спроектировал спички, используя обычные сучки и веточки. Ничто лучше не напоминает человеку о значении живого огня и его силе, чем эти «естественные» спички. Мы уже давно забыли, что такое живой огонь, поскольку пользуемся почти исключительно электричеством. Думаю, именно эта выставка сыграла решающее значение в выборе меня как арт-директора Muji, поскольку она совпадала с размышлениями о том, куда двигаться дальше».
Muji — японский бренд домашней утвари, вещей, одежды, предметов для офиса и мебели повседневного пользования. Он существует с 1979 года и за это время стал фантастически популярен по всему миру. Определения себя как «бренд» компания всеми способами избегает: в ее философии создавать как раз «вещи без бренда» — на их предметах нет логотипов. Вещи должны выглядеть так, будто их никто не создавал. Тем не менее они четко опознаются и, более того, стали синонимами японского современного стиля. Эти вещи нейтральны, удобны в использовании, у них высокий индекс сочетаемости с другими предметами в доме. Хара сравнивает влияние разработанной им эстетики с водой: «Мы как вода, заполняющая любые ниши».
Кения Хара работает в качестве арт-директора бренда уже более 17 лет, за это время он нашел уникальный баланс, выстраивая линейки продуктов по каждому из направлений компании. «Руководить созданием такого большого количества вещей — почти акробатическию трюк. Это как одновременно удерживать несколько крутящихся тарелочек. И никогда нельзя останавливаться, иначе они упадут».
Хара утверждает, что задачи Muji гораздо шире, чем может показаться. Главная цель — улучшить жизнь людей по всему миру. Исследования показывают, что люди редко приходят в Muji за чем-то определенным, они как раз приходят за стилем, за чем-то, чего не могут найти в другом месте. Уже открыт отель Muji, где обстановка целиком выполнена из предметов этой компании. Сейчас дизайнеры заняты созданием сборных «капсул» для отпуска — небольших домиков, которые можно установить в любом месте.
Хара комментирует: «Когда мы открываем новое направление деятельности, всякий раз спрашиваем себя: если бы Muji была туристической компанией, какой бы она была? А если бы мы были авиакомпанией, какой бы сервис и набор услуг мы предложили? Это очень помогает в понимании направления развития.
«Я даже не знаю, какой в текущий момент самый популярный продукт. Конечно, до меня доходят новости, что вот сейчас очень популярна посуда, или одежда, или мебель — точность цифр в этом вопросе меня не слишком интересует».
Показанная в рамках Design Miami в 2012 году, выставка демонстрировала 12 проектов «Архитектуры для собак». Хара попросил знаменитых японских и европейских архитекторов — Кенго Кума, Тойо Ито, Кацуйо Седжима, Су Фуджимото, Шигеру Бана, Константина Грчича и других — сделать объекты для собак различной породы. «Домиками» их можно назвать с большой натяжкой, это скорее тренажеры и игрушки. Сам Хара придумал подвесной бумажный конус для японского терьера и приспособление из фанеры для карликового пуделя.
«Мой дизайн часто описывают словами «холодный», но это совершенно не так. Когда я разрабатывал логотип для Олимпийских игр, то решал очень сложную задачу. Он должен быть запоминающимся, теплым, но не слишком живым, ярким — но при этом без рекламной броскости. Сначала я нашел слово и образ для логотипа: «сияние света», «вспышка». И постарался его воплотить. Было очень интересно работать над этим образом.