TEFAF Maastricht (16–24 марта 2019) выставка предметов искусства и антиквариата, которая не имеет себе равных по качеству предложения. Она представляет вещи музейного уровня и лучших арт-дилеров со всего мира.
Пристальный экспертный отбор вещей предполагает серьезные сделки и цены, не допускающие неуважительного отношения к искусству. Даже, если произведение определено ради украшения интерьера.
Помимо галерейных экспозиций, на TEFAF 2019 были выставлены 23 эксклюзивных предмета из Дрезденской государственной художественной коллекции, среди них — корона Августа Сильного, созданная в 1697 году, редкая серия из пяти мейсенских ваз, картина «Похищение Ганимеда», 1635, Рембрандта ван Рейна.
Ярмарка стартовала с большим оптимизмом, когда в первые минуты после открытия, в галерее Dickinson была продана «Обнаженная» Пьера-Огюста Ренуара. Эта большая работа маслом на холсте, изображающая любимую модель Ренуара Габриель привлекла большое внимание посетителей. Великолепное ню в натуральную величину продавалось ранее на торгах Christie's за 10 162 500 долл. Сумма нынешней сделки не разглашается.
Прямо при входе на TEFAF 2019 посетителей встречали две фантастические работы — Фавн и Фавнесс, Франческо Тосо и ранее принадлежавшие Эльзе Скиапарелли. Скульптуры, по цене 385 тыс. евро за пару, были проданы в галерее Даниэля Каца (Daniel Katz Gallery) частному европейскому коллекционеру.
Новичок на ярмарке галерея Sprüth Magers посвятила свой стенд персональной выставке концептуального немецкого художника Розмари Трокель. Вернувшись на TEFAF Maastricht через 17 лет, швейцарская Galerie Gmurzynska сообщила о хорошей цене, которую заплатил частный коллекционер за Эль Лисицкого. Galleria d’arte Maggiore — о продаже Моранди.
Van Cleef & Arpels информирует о продаже изысканного ожерелья из желтого, розового и белого золота, с желтыми сапфирами, аметистами и бриллиантами за 352 тыс. евро.
Хорошие результаты были зафиксированы в разделе «Античное искусство»: в голландские и американские музеи ушли римские мраморные рельефы, торс идущего фараона 323 - 30 до н.э., греческая бронзовая статуя Зевса IV века до н. э. за 500 тыс. евро продана частному коллекционеру.
Дилер Robilant + Voena реализовал раннюю работу Лучо Фонтаны, глазурованную Мадонну (650 тыс. евро) и произведение, приписываемое Антонио Темпеста (1555-1630) под названием «Осада», по цене около 95 тыс. евро. Из галереи Paintings Bijl-Van Urk B.V. за первые три часа работы ярмарки ушло более 8 вещей, в том числе пара картин Флейтена и Хермана Витмонта (1605-1684), с которыми одна семья не расставалась более 350 лет.
Хитом раздела Design стала консоль Освальдо Борсани и Лучо Фонтана в галерее Alexandre Biaggi / Pierre Passebon. Совместный проект художника и архитектора, она была создана в 1950-х для частного миланского дома Casa S (Sasfan). Цена шедевра — 800 тыс. долл. Франсуа Лаффанур, Galerie Downtown, продал частному коллекционеру пятиместный диван, спроектированный Шарлоттой Перриан.
Детскую колыбель в идеальном состоянии по дизайну Йозефа Хоффмана в духе Сецессиона торговали за 130 тыс. евро в венской галерее Bel Etage. Известна только одна подобная версия колыбели, но она «прописана» в берлинском музее Брехана.
Каждый год в мире появляются все новые ярмарки искусства и дизайна, рынок расширяется, меняется состав участников и география предложения, но, похоже, старый европейский TEFAF — ярмарка аристократов и коллекционеров третьей молодости не собирается сдавать позиции.