Идеолог современного дизайна Кения Хара — инициатор многих важных преобразований на японском дизайнерском рынке. Он абсолютная величина в своей стране и в мире. За большую часть из дизайнерских чудес, которые готовят к Олимпийским играм в Токио в 2020 году ответственным будет Кения Хара и созданный им институт.
Журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН мэтр японского дизайна рассказывает о своих принципах и подходе к работе:
О коллективной работе в дизайне Если говорим об искусстве, то говорим «я». Если говорим о дизайне — то говорим «мы». Не помню, кто дал это определение, но я руководствуюсь им всю жизнь. Невозможно творить в сфере дизайна в одиночку. Нужно все время оглядываться и задавать себе вопрос, каким образом это будут воспринимать люди на протяжении долгого отрезка времени.
О знании Многие люди путают фрагменты информации, выловленные из интернета, с истинным знанием. Как часто сейчас можно услышать по любому поводу «я знаю, знаю» (почему-то повторяют именно дважды), хотя если задуматься, это скорее форма заклинания, чтобы не вдаваться в проблему глубоко. Как только человек для себя решает, что он что-то знает, в этой точке происходит остановка его настоящего интереса. То есть в коммуникативном дизайне в идеале не должно возникать ощущение «конечного знания», иначе будет невозможно двигаться дальше.
О философии белого Моя задача — передать японскую философию всему миру. В основе этой философии — пустота, и как следствие этой пустоты — обращение к белому цвету. Я написал книгу «Белое», она включает сто эссе о понятии белого. Нет такой вещи, как «белое». Белое существует только в нашем восприятии. Мы не должны искать «белое». Напротив, мы должны найти его способ почувствовать. Как только мы достигнем понимания состояния «белого», наш мир сразу станет ярче, а тени станут глубже. Белый собирает все цвета спектра. Получается, что «все цвета вместе» и «бесцветный» это одно и то же.
Любой предмет или процесс хорош в белом цвете. Будь то упаковка для шоколада или что-то более масштабное. Однажды я спроектировал для компании Lixil белую ванну. Она наполнялась пеной, созданной по специальной технологии: воздух, горячая вода и особое вспенивающее вещество. Пена такая мягкая, что вы ее не чувствуете на коже, она обволакивает и создают ощущение мягкости. Вот это и есть для меня абсолютная идея, пустота. Пена была почти неотличима от самой ванны, и могла спокойно переливаться за край, она не оставляла луж и почти не испарялась, такую ванну можно ставить даже в библиотеке без всякого ущерба для книг. В этом проекте удалось достичь единения нескольких субстанций — твердого материала ванны, воздуха и воды.
Я искренне считаю, что каждая вещь должна выглядеть очень просто, но простота — не самоцель. Нет смысла размышлять над созданием блестящей рекламной компании, куда важнее вопросы упаковки.
О разделении внутри дизайна Дизайн нельзя разделить на графический, промышленный, ландшафтный и другие подразделения. Сфера его влияния сейчас настолько высока, что мы должны искать способы каким-то образом объединить все эти направления. Моей специализацией долгое время был графический дизайн — но со временем, в какой бы сфере дизайна ты не работал, поле деятельности неизбежно расширяется.
О глобальном и локальном в дизайне Я уверен, что бессмысленно говорить о «локальном» и «глобальном» в дизайне. Это разделение во многом искусственно. Глобального в каком-то смысле вообще не существует. Определить суть культуры можно только через локальное. Чем больше вы путешествуете по миру, тем больше понимаете суть и оригинальность собственной культуры — и вот это ваше понимание можно включить в мировой контекст. Именно эту оригинальность нужно конвертировать в глобальную культуру.