Имя Андре Путман (Andrée Putman, 23.12.1925 — 19.01.2013) часто произносили с приставкой «посол стиля». Она — женщина, которая своей карьерой охватила дизайн почти всего XX века и указала путь в дизайн будущего. Путман возвела шахматную клетку в ранг высокого интерьерного искусства, решительно отвергла традиции избыточного декора и нашла то соотношение элегантности и утонченности, от которого захватывает дух.
По теме: Андре Путман: вилла Леви в Марокко
Путман оказалась одной из первых дизайнеров-универсалов, кому одинаково удавались рестораны, самолеты, интерьеры фешенебельных гостиниц и частных резиденций, мебель и посуда, светильники и флаконы (под конец жизни Андре Путман даже создала собственный аромат духов).
«Бессмысленно учить человека стилю и вкусу. Вкус у него либо есть, либо нет», — категорично заявляла дама, чей вкус оттачивали в начале ее деятельности отнюдь не архитекторы, а французский композитор Франсис Пуленк и другие именитые наставники.
Андре Кристина Айнар родилась в богатой семье лионских банкиров. Ее бабушка по отцовской линии, Роза де Монгольфье, была потомком изобретателей воздушных шаров. Мать была концертной пианисткой, которая находила утешение «быть великим художником без сцены». Андре, с детства готовили к музыкальной карьере. Ее наставник Пуленк на вручении приза Путман за композицию обмолвился, что ей придется еще десять лет вести аскетичную жизнь в ежедневных упражнениях, прежде чем ее ждет настоящая слава.
У жизнелюбивой Андре были другие планы. В 20 лет она чуть не погибла в велосипедной аварии, и хорошо знала цену каждой минуты. «Единственное, чего мне хотелось в то время — быть открытой новому». Она выкинула из собственной спальни все вещи, кроме железной кровати, стула и постера с картиной Миро и по совету бабушки устроилась курьером в гламурные издания Femilna, Elle и L'Oeil.
Она часто бывала в парижском кафе Café de Flore — месте, где можно было встретить Сартра, Бовуар и Джакометти. Там же она познакомилась со своим будущим мужем, антикваром Жаком Путманом. Он и помог ей элегантно отвергнуть буржуазные правила и сформировать вкус. «Муж учил меня правильному взгляду на вещи: он акцентировал мой интерес к одним предметам, и объяснял недостатки других. У него я научилась четкому представлению о вещах. Тому, что мне действительно нравится, а что нет».
Начиная с 50-х Путман, уже хорошо изучившая мир глянца, начинает писать статьи в разделе «декор». Ее острый критический взгляд на вещи и блестящий аналитический ум стали сразу заметны. Она пишет статьи для интерьерных рубрик ведущих изданий и формулирует, чего недостает современному французскому интерьеру. А именно сдержанности, эффектности, чувственности, жесткости, но не категоричности. Одновременно она пытается проектировать собственные вещи, однако эти эксперименты не носят системного характера.
«Бессмысленно учить человека стилю и вкусу. Вкус у него либо есть, либо нет.»
Путман внимательно исследует фэшн-индустрию. В конце 60-х она вместе с подругами открыла первое во Франции агентство консультаций по вопросам стиля Mafia. В 1972 году в сотрудничестве с Дидье Грюмбахом, будущим президентом Федерации высокой моды в Париже, она создает проект Créateurs et Industriels: он нацелен на поиск молодых талантов. Это агентство было супер-успешным, оно открыло нынешних звезд модной индустрии — Мияке, Мюглер, Кастельбажака. Однако на излете 70-х проект обанкротился, Путман переживала развод с мужем, ощущала полную пустоту и одиночество. Ей опять пришлось выкинуть из своей спальни все предметы, кроме кровати и двух ламп. И она почувствовала обновление.
«Мой единственный совет молодым — интересуйтесь не только своей узкой профессиональной областью. Если вы музыкант — ходите чаще в театр, если писатель — ходите на выставки».
В 1978 году Путман решила основать собственное агентство. Оно называлось Ecart и специализировалось на интерьерных проектах. Первоначально сфера ее интересов вращалась вокруг мебельной классики 30х годов: Жан-Мишель Франк, Пьер Шаро, Мариано Фортуни, Эйлин Грей. Она стала сама создавать вещи в том же модернистком духе и оттачивать собственный стиль. «Моей целью было по-настоящему заинтересовать десятерых, и даже в этом случае я бы чувствовала, что моя миссия выполнена».
Ее проектами заинтересовались тысячи. Отель Le Lac в Японии, отель Im Wasserturm в Германии, отель Sheraton в аэропорту Руасси-Шарль де Голль в Париже: во всех проектах чувствовалась мощная энергия изменить сам жанр отеля. Также Путман берeтся за бутики: для Azzedine Alaia, Balenciaga, Bally, Lagerfeld.
Поворотным для Путман стал 1984 год. Мировую славу ей принес дизайн нью-йоркского отеля Morgans в 1984 году. Он стал по сути первым бутик-отелем, куда приезжают именно за новым культурным и чувственным опытом. Андре Путман в значительной мере сформировала феномен бутик-отеля: места, где любые привычные действия становятся ритуалом и наполняются новым смыслом. Именно в Morgans Hotel она использовала в качестве основного декоративного приема шахматную черно-белую плитку. Эта раскладка стала ее визитной карточкой и применялась до самых последних ее проектов: даже пюпитр рояля Milky Way выполнен как шахматная доска.
Далее ей поручают интерьер Музея современного искусства CAPC в Бордо, Музей изящных искусств в Руане, кабинеты Министерства финансов, архитектурный комплекс Берси и французский павильон на выставке в Севилье в 1992 году.
В 1997 Андре Путман основала свою студию Studio Andrée Putman, работающую в области интерьерного и промышленного дизайна, а также в области сценографии. В 2000х Путман стали активно приглашать как дизайнера не только интерьеров, но и мебели. Она создает в своей лаконичной стилистике коллекцию стульев для Reflex, модели для Poltrona Frau, мозичные вещи для Bisazza, посуду для Christofle.
С 2007 года Андре помогала в работе ее дочь Оливия, которая сейчас явялется арт-директором компании Studio Andrée Putman. «В возрасте, когда некоторые уже отправляются выращивать цветы в деревне, моя мать основала настоящую империю, влияние которой на мир дизайна огромно до сих пор. Принципы, которые благодаря моей матери появились в современном дизайне, совершенно вневременные: это элегантность, минимализм и четкий стиль».