Имя Коломана Мозера (30.03. 1868 – 18.10. 1918) встречается едва ли не во всех антикварных справочниках и аукционных каталогах. Ученик Отто Вагнера в Академии художеств в Вене, живописец и график, он активно занимался прикладным искусством и проявил себя в самых разных областях художественного творчества. Сегодня его называли бы модным междисциплинароным автором, работающим на стыке индустрий.
По теме: Стекло венского модерна: выставка в Венеции
Самое большое художественное собрание Коломана Мозера находится в Музее Леопольда в Вене. А венский MАК, Музей декоративно-прикладного искусства, в честь столетия со дня смерти художника организовал масштабную выставку — более 500 экспонатов в контексте рубежа XIX–XX веков. Среди них — гарнитур для спальни, ваза из богемского стекла, ширма с тремя дамскими портретами в рост. Финальная часть экспозиции названа «Прощай, синтез искусств».
Дизайнер-универсал Именно благодаря его таланту Мозера венский стиль стал международным брендом. Мозера прозвали Тausendkunstler («художник тысячи возможностей»). По его эскизам созданы шкатулки и светильники, фарфор и витражи, кресла и банкноты, ювелирные украшения и игрушки. На рубеже веков Коломан Мозер очень много работал для различных австрийских фирм, проектируя ткани для Backhausen, стеклянные предметы для Bakalowits и оформляя театральные постановки. Он известен как создатель почтовых марок, игральных карт и вечерних платьев. И разумеется, Мозер был незаурядным графиком и живописцем — жизнеутверждающим мастером позитивной палитры.
Учитель детей эрцгерцога В венскую Академию изящных искусств Коломан Мозер поступил тайно: отец, директор гимназии, хотел, чтобы сын овладел нормальной коммерческой профессией. Чтобы учиться, Мозер сам искал средства: он стал иллюстрировать для журналов и подрабатывал учителем рисования у детей эрцгерцога Карла Людвига в замке Вартхольц.
Лучше десять дней работать над одной вещью, чем делать десять вещей за один день.
Сецессион и Венские мастерские В 1897 году вместе с архитектором Йозефом Хоффманом и художником Густавом Климтом Мозер создает объединение под названием «Сецессион» (secessio: обособление). Сецессионисты провозглашают отказ от академических традиций и утверждают новый стиль. При поддержке мецената Фрица Верндорфера сецессионисты основали «Венские Мастерские» (Wiener Werkstätte) — уникальный союз искусства и ремесел — художников, дизайнеров и мастеров разных специальностей, которые должны были на практике воплотить идею Gesamtkunstwerk. Девиз мастерских был: «Лучше десять дней работать над одной вещью, чем делать десять вещей за один день».
Шашечки и золото Он вовсе не был приверженцем одного стиля. Уникальность Мозера проявилась не только в разнообразии его талантов, но и в его постоянном новаторстве. Вместо извилистых форм ар-нуво, он использовал геометрические фигуры. Глядя, на мебель Венских Мастерских, появляются сомнения в том, что это модерн — это больше похоже на модернизм. В ней нет гибких линий и растительных орнаментов. Мозер первым активно использовал в дизайне золото — принципиальный элемент в оформлении главного входа в здание Сецессиона и витража с девушками, совами и венками — самые известные творения Мозера (1898). Он же придумал знаменитые черно-белые клетки как ключевой элемент для стульев санатория Purkersdorf.
Короткая жизнь В 1905 году Мозер женился на дочери богатого промышленника Дите Маутнер Маркхоф. Переехав с молодой женой на новую квартиру он полностью обставил ее спроектированной им же самим мебелью. Начиная с 1900 года Мозер преподавал в Венской школе прикладного искусства. В 1911-м состоялась его единственная персональная выставка в галерее Митке в Вене, в 1912 году он участвовал в крупной выставке в Дрездене. Затем выставлялся на Первой международной выставке Сецессиона в Риме, в Дюссельдорфе, Манхайме, Берлине. Мозер скончался в возрасте 50 лет. Роковой 1918 год унес Климта, умершего от пневмонии, и Мозера, страдавшего раком гортани.