Клод Лаланн (1924– 2019) артистический мир знает как скульптора-сюрреалиста, а коллекционеры дизайна — как автора экстравагантных предметов мебели, цены на которые приближаются к стоимости вещей другого французского скульптора — Диего Джакометти. То есть могут оцениваться в миллион евро и выше.
По теме: Сокровища TEFAF: что покупают богатые коллекционеры
Она знаменита прежде всего работами в совместном с мужем дуэте Les Lalanne. После монохромного модернизма и футуризма в конце 60-х возродился интерес к органике — именно его подхватили Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн. Причудливая анималистика и ботаническая тема их работ исполнена в разнообразных техниках, включая гальванику и традиционное литье. Произведения Les Lalanne всегда были между функциональным дизайном и высоким искусством.
Родилась Клод Дюпё в Париже в 1925 году. Училась в Школе изящных искусств и в Школе декоративных искусств. В 1960-х вышла замуж за художника Франсуа-Ксавье Лаланна и стала выступать в творческой паре под именем Les Lalanne.
Вместе они создали настоящий бестиарий скульптур: обезьяны, крокодилы кролики, овцы, пожалуй, наиболее заметные их герои. Творчество Les Lalanne объединяло области изобразительного, декоративного и ювелирного искусства, моды и дизайна, сделав их популярными среди крупных коллекционеров, включая французских миллиардеров Франсуа-Анри Пино и Бернара Арно.
Мир высокой моды знал и любил Клод. Ее вещи есть в собраниях Тома Форда, Марка Джейкобса и Рида Кракоффа. Ив Сен-Лоран сотрудничал с ней для создания коллекции 1969 года. Клод выполнила нагрудные золотые накладки, акцентирующие формы женского тела, вылепив бюст немецкой модели Верушки фон Лендорф.
Скульптурный бар для дома Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, подписанный Les Lalanne был продан на аукционе Christie's в 2009 году за 2 753 000 евро. «Что меня волнует в Клод, так это ее способность с равной силой соединять мастерство и поэзию», — сказал Ив-Сен Лоран.
Клод творила ювелирные украшения в 1980-х, получала заказы от Юбера де Живанши и Карла Лагерфельда. В 1976 году певец Серж Генсбур назвал альбом в честь скульптуры Клод Лаланн L'Homme à Tête de Chou («Человек с головой капусты») и поместил ее изображение на обложку, что прибавило пластинке популярности.
Франсуа-Ксавье Лаланн (1927-2008) переехал в Париж в возрасте 18 лет и арендовал студию по соседству с Константином Бранкузи. Великий скульптор ввел юного Франсуа в круг сюрреалистов, в т.ч. Макса Эрнста и Ман Рэя, который оказали большое влияние на работы молодого художника. Одно время Франсуа-Ксавье подрабатывал охранником в Лувре, где он часами изучал египетские артефакты. От бабуинов и кошек до носорогов и бегемотов — влияние насмотренного очевидно прослеживается во всех его последующих скульптурах.
Знаменитые овцы Франсуа-Ксавье были впервые представлены под названием «Побег от Полифема», отсылая к отрывку из Гомера, в котором Одиссей и его товарищи ослепляют циклопа Полифема и убегают из его пещеры, прячась под животами гигантских овец. «Я думал, как было бы забавно ворваться в большую гостиную со стадом овец, — однажды объяснил Франсуа-Ксавье. — В конце концов, легче иметь скульптуру в квартире, чем иметь настоящую овцу. А еще лучше, если вы сможете присесть на нее». И Франсуа-Ксавье, и Клод Лаланн полагали, что искусство должно быть частью повседневности.
Ньюйоркский галерист Пол Касмин, представляющий Les Lalanne в США с 2004 года, парижский дилер Жан-Габриэль Миттеран и лондонский Бен Браун — все отмечают воображение, трудолюбие и чувство юмора Клод, умение понимать природу и радоваться ее формам.
После смерти Франсуа-Ксавье в 2008 году Клод Лаланн продолжала работать в своем доме в небольшом городке Ури под Парижем. Последняя выставка работ Les Lalanne завершилась в начале 2019 года в Kasmin Gallery в Нью-Йорке.
Луиза Гиннес, Louisa Guinness Gallery, написала в письме ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН: «Она работала не покладая рук до самого конца, создавая удивительный собственный мир из листьев и животных, переосмысленных в бронзе. В ее легких не было слабости! Я буду дорожить своими воспоминаниями о доме в Ури, где меня всегда ждали и новые работы Клод, и ее вкусный обед...»