Salone del Mobile.Milano — мебельная ярмарка, ежегодно привлекающая почти 3000 дизайнеров и экспонентов, — стала еще больше и еще глобальнее, чем когда-либо. Теперь эту весеннюю творческую феерию называют «Олимпиадой дизайна». Она привлекает растущую армию визуально грамотных путешественников, для которых в равной степени интересны как мебель, так и то, как она выставлена.
Прошли времена, когда миланская мебельная ярмарка была «закрытым магазином» для дилеров, фабрикантов и самих дизайнеров. Сегодня любой, кто интересуется дизайном и ремеслом, хочет в это время побывать в Милане и окунуться в мир дизайн-праздников и дизайн-тусовок. Но увеличивающийся масштаб ярмарки и количество событий, сконцентрированных в коротком промежутке — это одновременно и бонус, и недостаток. Как распределить время? Кто подскажет, что и где смотреть?
Опыт вместо просмотров Один из трендов: специальные маршруты от таких туристических агентств, как Prior и Indagare, которые приспосабливаются к конкретным вкусам клиентов: например, могут предложить доступ в закрытые дома миланских архитекторов, арт-мастерские или организуют необычную вечеринку, выиграв рукопашный бой с инсайдерским доступом.
Дело не только в том, чтобы увидеть дизайн, а в том, чтобы отправиться в уникальное место и лично встретиться с дизайнером; пообедать в доме семьи Миссони, посетить квартиру Габриэллы Креспи...
Арианна Лелли Мами и Кьяра ди Пинто из миланского дизайн-агентства Studiopepe соглашаются: «Все изменилось. Недостаточно просто представить свои проекты. Важно то, что вы должны установить связь между идеями и превратить это в совместный опыт». «Неважно, сколько мест вы посещаете, важно действительно посмотреть вдохновляющий проект», — считает Кристоф Делькур.
Техно вместо арт Дизайнеры увлечены интерактивными устройствами, сенсорными датчиками, AI, VR и роботами, которые выявляют качества, отличающие нас от наших электронных аналогов. Например, студенты из пражской Академии искусств представили инсталляцию Studiolo Robotico RUR, противопоставляющую традиционное ремесло изготовлению роботов.
Бренд офисной мебели Humanscale работает с Тоддом Брахером и Studio The Green Eyl над тем, как использовать лучи света для анализа движения человеческого тела. В Королевской датской академии изящных искусств изучают разные типы телосложения, чтобы раскрыть опасность проектирования для стандартных фигур.
Круговая экономика: ресайклинг и апсайклинг После предупреждения ООН о том, что у нас есть всего 12 лет на предотвращение экологической катастрофы, дизайнеры и бренды стали все серьезнее относиться к устойчивому развитию. Долгосрочный коммерческий успех зависит от извлечения экономической и экологической выгоды из новых подходов. Вместо того, чтобы просто перерабатывать материалы, компании смотрят, как они могут быть более «цикличными» и как они могут противостоять сверхпотреблению. Инсталляция COS Артура Маму-Мани, Conifera, продемонстрировала потенциал биопластика. В Galleria Rossana Orlandi выставка Эйлин Фишер Waste No More рассказала историю инициативы, посвященной нулевым отходам, а в Ventura Future восемь голландских дизайнеров показали свое видение «живой земли». Теми же настроениями подпитывается мода на винтаж и популярность вновь «найденных» вещей послевоенных десятилетий — их качество дизайна противопоставляется массовым штамповкам и «безответственным» диванам и столам, в которых уже нет необходимости.
Физическое вместо виртуального, эмоция вместо рацио
В связи с ростом цифровых возможностей время, которое человек проводит вне сети, становится основной роскошью — самым главным и дорогим ресурсом. Некоторые дизайнеры в Милане сконцентрировались именно на том, как и чем можно усилить контакт с предметом, какие есть новые способы продвижения физического взаимодействия и опыта.
В Ventura Centrale американская Rapt Studio создала пространство, способствующее общению незнакомых людей. Студенты швейцарской школы дизайна ÉCAL в проекте Sound & Vision рассказывали о том, как виртуальная реальность может стать более социальной.
Здоровье и благополучие Растет интерес к мебели, которая может улучшить наше самочувствие и дома, и в офисе. Google объединился с учеными-нейробиологами, чтобы создать инсталляцию, которая рассматривает, как различные эстетические ощущения могут влиять на благополучие человека. Проект позволил посетителям зафиксировать свои физиологические реакции на различные среды. Архитектор Антонио Читтерио представил для Technogym очередной ряд оборудования для домашнего фитнеса, а дизайнер Илзе Кроуфорд объединилась со шведским брендом Hästens для разработки продуктов, которые могут улучшить сон.
Живые растения вместо джунглей на стенах Биофилия, фикусы и герани, безусловно, не являются новой тенденцией в дизайне интерьера, но сегодня домашние растения становятся более привлекательными, чем когда-либо — люди все сильнее осознают их пользу для здоровья. Самый выразительный пример из миланских событий — в штаб-квартире Jil Sander австралийский художник-пейзажист Линда Тегг создала живую инсталляцию из диких растений, похожую на ту, которую она представила на архитектурной биеннале в 2018 году. На выставке Dassault Systèmes в Superstudio Più компания Honda представила проект Gardens Everywhere о будущем городских пейзажей, обогащенных биоразнообразной флорой.
Автономный дом вместо жизни в городе Люди все чаще пытаются уменьшить свое воздействие на окружающую среду и стать свободными от городского образа жизни. Концепции мобильного дома становятся все более популярными. Крупнейшим примером этого тренда стал прототип Casa Ojalá, мобильного дома, спроектированного итальянским архитектором Беатрис Бонцаниго. Самодостаточный дом-префаб можно собрать в любом месте. Беатрис предложила до 20 различных планировок. В этом году выставка Salone del Mobile обозначила, в целом, манифест современного кочевника, глобального номада, чьи пространства продиктованы движением. В моде вещи — модульные, трансформируемые и транспортабельные, которые интерпретируют идею путешествий. Мобильность связана и с темой кастомизации — адаптивного дизайна, настраивающегося на потребности не всех, но каждого.