Драга Обрадович (Draga Obradovic) и Аурель K. Бэйсдоу (Aurel K. Basedow), Draga & Aurel, — модный дуэт в сфере междисциплинарных искусств. Дизайнеры, художники, преподаватели, перформеры — сфера их интересов весьма обширна. Их конек — upcycling, т.е. винтаж и перелицовка старых вещей, актуальный тренд, который исповедуют миланцы.
Сейчас у них большая студия на Комо, где они создают уникальную мебель. В 2019 году во время Миланской недели дизайна они представили свою первую за десять лет активной карьеры сольную выставку. Выставка называлась Transparency Matters («Прозрачность имеет значение»), и ее основным материалом выбрали эпоксидную смолу за особые свойства принимать любой цвет и быть одновременно прозрачной и непрозрачной.
Кованые бронзовые столики с круглыми столешницами из смолы в оттенках янтаря, аметиста и нефрита созданы под впечатлением от полевых цветов. Рядом — высокие, в человеческий рост, светильники из литого стекла: переливов цвета достигали путем смешения стекла трех разных оттенков. Культовые кресла Gaia по дизайну Карло Бартоли для Arflex (1965) дизайнеры покрыли матовой краской, напоминающий по фактуре бархат. Планируется, что коллекция будет расширяться за счет предметов outdoor.
Своими главными вдохновителями и учителями Draga & Aurel называют американских минималистов Дональда Джадда и Дэна Флавина. «Их подход к выбору материалов и стремление к ремесленным техникам нам очень близок».
Драга Обрадович родилась в Сербии (1964), в середине 80-х переехала во Флоренцию учиться в Академии Искусств. Начинала она как модель и фэшн-дизайнер. Ее первые эксперименты в дизайне были посвящены соединению живописи и модного стиля в текстиле.
С 1989 по 2005 год она успешно сотрудничала с различными студиями в Лондоне, Париже, Белграде, Милане и Флоренции. Ее уникальная живописная техника, переведенная на ткань, заслужила признание самых известных фэшн-дизайнеров. Разработанная Драгой методика позволяла достигать такого баланса цвета и образа, в котором прошлое соотносилось с настоящим и будущим. При этом большое внимание уделялось приданию этой живописной ткани прочности и водоотталкивающих свойств. Переход от экспериментов с тканью к мебели Драга называет для себя естественным. В 2006 году Драга спроектировала свою первую мебельную коллекцию: в обивках применялись образцы и рисунки различных исторических эпох; более того — обивки можно было «подгонять» под нужды конкретного интерьера.
В 2007 году Драга начинает работать с художником Аурелем Бэйсдоу, который становится ее постоянным партнером в работе и жизни. Мечтой Ауреля, родившегося в Мюнхене, была работа с деревом, однако в знаменитую школу резьбы по дереву Oberammergauer SchnitzSchule его не приняли. Тогда он стал постигать азы работы с материалом самостоятельно в Beuerberg Сarpentry studio. Это были три года безостановочной работы в суровых условиях, иногда температура в мастерской не поднималась выше 12 градусов, но это принесло свои результаты: его рука стала точной, линии деревянных скульптур выверенными.
От того периода остались три восхитительных резных шкатулки из кленового дерева. Однако постоянный холод в студии заставил задуматься о смене направления в работе. Аурель в 1986 году поступил в Академию искусств во Флоренции на отделение живописи, и довольно быстро выработал свою собственную манеру живописного мазка, близкого к манере абстракционистов, а по духу и цвету – к фламандским живописцам.
Встреча с Драгой в 2007 изменила все: они почувствовали, что могут вместе трансформировать свой междисциплинарный опыт в совместные проекты. С самого начала в дуэте четко разделялись сферы влияния: Драга занималась текстилем, а Аурель работал с твердыми материалами и большими поверхностями. Он с самого начала экспериментировал с эпоксидной смолой и пигментами, чтобы добиться непривычных эффектов для покрытий стен.
Один из их главных принципов, благодаря которому прославились Draga & Aurel — «никогда ничего не выбрасывать». Это означает, что в их мебели скомпонованы части других предметов и разрозненные материалы, фактуры, отделки, создающие головокружительный калейдоскоп. В их коллекциях — будь это текстильные фантазии или арт-объекты — всегда присутствуют мощные отсылки к ностальгическому, историческому. Винтажные вещи всегда объект их пристального внимания.
«Обычно люди сразу чувствуют наше желание экспериментировать. С цветом, с материалами, с фактурами. Мы очень внимательно относимся к тому, чтобы наши эмоции были выражены соответствующим цветом. И вместе с тем мы до сих пор увлечены реставрацией: она для нас по-прежнему остается лучшей творческой кухней».
Сейчас в их послужном списке несколько коллекций для Baxter, Antropologie, обои для Wall & Deco. Их сотрудничество с Baxter начиналось довольно примечательно: обе стороны считали друг друга недосягаемыми в силу географических и иных причин, а в итоге оказалось, что они практически соседи и близки друг другу по духу. С тех пор совместно с Baxter дизайнерский дуэт воплотил множество проектов: от кожи, расписанной вручную, до лимитированных коллекций (Table-au, Da-da).