Чем совершеннее машинные технологии, тем больший интерес вызывают вещи, сделанные вручную. Мы жаждем вернуться к истокам: уже появлются станки, воспроизводящие ошибки человека. Технокрафт — один из ключевых трендов в дизайне XXI века. Будущее — на стыке высокотехнологичного производства и ремесленных техник, которые веками передаются из поколения в поколение. Как ручной труд обогащает современный дизайн? Такова тема панельной дискуссии, состоявшейся в салоне КRASSKY, в которой приняли участие известные персоны российской дизайн-сцены. Публикуем мнения некоторых из них.
"
Тихая архитектура, которую проповедуют Петер Цумтор, Винсент ван Дуйзен и Тадао Андо, несет в себе простые формы. Эта простота требует рафинированного выбора материалов и фактур, а также перфекционизма в деталях. Технокрафт решает сразу две задачи тихой архитектуры: как эстетическую, так и функциональную.
"
«Крафт» для меня — отнюдь не теория: за небольшим исключением, вся мебель и весь свет моего дизайна выполнены мастерами вручную. Я ценю современные технологии и не раз бывал на роботизированных производствах, где ощущал себя как в декорациях фантастического фильма. Но ничто не сравнится с вещью, сделанной человеком. Очень люблю предметы не идеальные, с изъянами. Сейчас даже массмаркет начинает добавлять в свои коллекции «кривые» лавки или столики. И они правы. Порой лавка, сколоченная из амбарных досок, куда лучше решает интерьер, чем самая идеальная лакированная мебель, созданная на станке.
"
Дискуссия о том, что важнее — художественная составляющая или технология, ведется со времен индустриальной революции. В середине XIX века Уильям Моррис в Великобритании пытался соединить ремесло и фабричное производство. С помощью машин хотел создавать изящные вещи, которые не уступали бы по качеству сделанным вручную. Он совершенствовал станки, разрабатывал дорогостоящие красители. В итоге разорился, хотя его произведения и признаны классикой дизайна. Успешный оппонент Морриса — Кристофер Дрессер, проектировал предметы простых геометрических форм, такие, что удобно производить промышленным способом. Он — промдизайнер в современном понимании. С сегодняшними технологиями Дрекслер стал бы коммерчески успешным.
"
Мое мнение: ниша изделий, сделанных вручную, уверенно заняла свое место на Западе и в некоторых областях превратилась в большой бизнес. С надеждой смотрю в будущее. Верю, что и у нас данный тренд будет иметь право на жизнь не только с эстетической, но и с финансовой точки зрения.
"
Развитие традиций ремесленничества — прерогатива высокотехнологичных компаний. Они способны вдохнуть новое талантливое видение в само понятие артизанального, ремесленного труда и возвысить его до уровня искусства на фоне массовой продукции. Их деятельность сродни миссионерской. Такие бренды, наряду с высококачественным продуктом, дают потребителям самое главное — эмоции и радость приобщения к сути дизайна. Она — в повышении качества жизни людей, в обогащении ее идеями, рожденными умом и талантом исключительных личностей.