Марсель Бройер (Marcel Breuer, 21.05.1902 — 01.07.1981) прославился как автор мебели из металлических трубок и создатель смелых грандиозных зданий из железобетона. Бройер — лидер функционализма, основоположник промышленного проектирования, один из самых известных модернистских архитекторов и дизайнеров, разработавших и внедривших в практику так называемый «интернациональный стиль».
Бройер родился в Пеште (Венгрия), но учиться уехал в Веймар: в 1920 году он поступает в только что открытый Баухаус, Высшую школу строительства и художественного конструирования. Уже тогда его привлекают эксперименты с дизайном мебели и идеи модернизма. Как и многие студенты, после окончания Баухауса в 1924 году он остается работать в мастерских скульптуры и живописи, и сам увлеченно проектирует.
В 1925 году он создает стул B3 из стальных трубок, применив в мебели ту же технологию, что и при создании велосипедного руля. Этот стул, позже названный в честь Кандинского Wassily, дал толчок к проектированию из стальных трубок всего на свете: от шезлонгов до стеллажей, столиков и кроватей. Собственно, именно эти предметы стали ассоциироваться с мебельными достижениями Баухауса. Их стали выпускать огромными тиражами: они лучше всего соответстовали духу времени — были экономичными, легкими в уходе, нравились своей четкой концепцией.
Но Броейер смотрел вперед. С помощью этой стальной мебели Бройер задумал изменить также и интерьеры, и это у него получилось. В 1930е годы он активно преображает пространства с помощью объектов, выполненных из алюминия, стали, фанеры и древесины. Проекты апартаментов в Германии и Швейцарии стали знаковыми для своего времени, и до сих пор являются ярким образцом функционализма.
Бройер мечтал о славе архитектора. В 1928 году он открывает в Берлине свою мастерскую. И спустя всего несколько лет он уже может похвастаться несколькими завершенными проектами в духе рационализма: дом Гидиона Зигфрида в Цюрихе (1934), дом Харнишмахера в Висбадене и жилой комплекс Дольтерталь в Цюрихе.
С 1932 по 1934 Бройер главным образом жил в Швейцарии, где проектировал мебель для Wöhnbedarf. Марсель был полон идей новых построек, однако в 1935 ему пришлось эмигрировать. Сначала при поддержке Гропиуса он переехал в Англию, где познакомился с Джеком Притчардом, основателем компании Isokon, производившая модернистские предметы. Среди пяти его работ для Isokon был знаменитый шезлонг из фанеры (1935-36 гг), ставший культовым.
«Структура здания это не только средство найти правильное архитектурное решение. Это также принцип и страсть».
Однако и Бройер, и Гропиус из Британии вскоре перебрались в США, где с 1937 года стали работать в Гарвардской школе архитектуры. Их сотрудничество оказалось настолько плодотворным, что благодаря ему удалось воспитать следующее поколение архитекторов. Архитекторы продолжали совместную работу до 1941 года: за это время они успели создать проекты домов, по образцу которых развивалось впоследствии жилое строительство США. Характерная постройка того времени — дом самого Бройера в Линкольне (1939).
Еще спустя пять лет Бройер почувствовал, что его основные архитектурные принципы вполне определились, и он может работать самостоятельно: в 1946 году он переезжает в Нью-Йорк, где остается до конца своей жизни. Свой первый крупный заказ на здание парижского комплекса ЮНЕСКО он получил в 1953 году.
«В любой постройке меня в одинаковой мере интересуют и любая ничтожная деталь, и вся структура целиком».
Период 50-60х в его жизни весьма примечателен: около двадцати лет он посвятил изучению возможностей железобетона. Абсолютный шедевр тех лет — аббатство Сент-Джон в Колледжвилле (штат Миннесота). Другие заметные проекты: исследовательский центр IBM в Ла-Год во Франции и музей Уитни в Нью-Йорке. Все они экспрессивны и пластически выразительны, Бройер с упоением использует все технические достижения своего времени: бетон у него то превращается в тонкий ажурный материал, то становится брутальным и массивным.
Он чувствовал, что бетон может воплотить любой диапазон форм и показал все разнообразие его использования. Этими достижениями архитекторы пользуются сих пор. Бройер, не связывая себя рамками определенного стиля, хотел только одного: чтобы у архитектурной композиции была функциональная четкость, чтобы планы и объемы были компактными и ясными.
«Современная архитектура — это не стиль. Это — отношение».
Любопытно, что Бройер в 1968 году вместе с британским девелопером собирался построить самое высокое здание в Нью-Йорке, однако проект не прошел комиссию по охране городского ландшафта. Более того, на него ополчились все остальные архитекторы, что нанесло ему такой серьезный удар по самолюбию, после которого он уже не оправился. С 1976 года Броейр отошел от дел и передал заботу о фирме и многочисленных офисах своим управляющим.