Голландский дизайнер Марсель Вандерс опубликовал фильм-трибьют мастеру, где емко и эмоционально сформулировал суть революции, которую произвел в дизайне миланский архитектор Алессандро Мендини (16.08.1931 — 18.02.2019), его соратники и последователи.
«Без вас, дорогой маэстро Мендини, дизайн так навсегда и остался бы на уровне понятий середины прошлого века. Когда я был студентом в 80-х, нас учили, что дизайн — это всегда стратегия, что это логический, дедуктивный процесс. Дизайн до недавнего времени следовал тем догмам, которые были утверждены его формальными изобретателями: упрощение и уменьшение. Нас учили, что мы должны беспрекословно подчиняться этим священным принципам, их нельзя было обсуждать, подвергать сомнению или интерпретации. Баухаус, объективизм, рационализм определяли каждый вздох профессионального дизайнера очень долгое время.
И вдруг — из Италии — появилось совершенно новое понимание дизайна. Дизайн в этой интерпретации казался совершенно нелепым. Он приветствовал все странное, сумасшедшее, волшебное, чудесное. Он провозглашал готовность к новому. Оказалось, что дизайн можно создавать на совершенно иных основаниях, чем прежде. Я понял, что дизайн — это не стратегия и объективный расчет. Дизайн — это культура. Это все эмоциональное, индивидуальное и готовое к изменениям. Этому преподаватели не учили.
В тот момент, когда увидел работы групп «Мемфис» и «Алхимия», почувствовал, как мой статичный мир оживает. Я был ошеломлен. Оказалось, что никакого постоянства не существует. Нет абсолютной правды, нет догмы, нет уверенности. Дизайн внезапно оказался субъективным, иррациональным свободным. Он оказался таким же живым, как сама культура. Оказывается, я самолично мог взять на себя ответственность за то, что делаю. Я мог действовать внутри тех правил, которые сам же и изобрету. Я мог все изменить, мой мир пришел в движение. Спасибо за движение, маэстро!»