Лауреата Притцкеровской премии 1990 года Альдо Росси (Aldo Rossi, 03.05.1931 –04.09.1997) часто называли поэтом, который стал архитектором. Известный своими потрясающими рисунками и теоретическими изысканиями в области «коллективного подсознательного» городов Росси умел сочетать простоту с театральностью.
По теме: Марио Беллини: пять мыслей о карандаше и человечности
Поэтическое его интересовало куда больше практического, и благодаря этому его восприятие действительности сильно отличалось от других архитекторов.
Архитектурное образование Росси получил в Миланском политехе Politecnico di Milano, и уже в годы учебы успел возвести дом в Неаполе по своему проекту. В 1966 году вышла его книга «Архитектура города» переведенная на несколько языков и ставшая классикой жанра. Росси много преподавал: в университетах Милана, Венеции, Цюриха, Испании, США.
Его в равной степени интересовали и жилые, и общественные здания. В начале 70-х он спроектировал квартал Галаратезе Милане, однако главным проектом тех лет стал плавучий Teatro del Mondo.
В 80-е наравне с крупными градостроительными проектами он увлеченно проектирует мебель, интерьеры, посуду. В 1983 году он становится директором архитектурного направления Венецианской биеннале. В 1988 году он выиграл конкурс на строительство Немецкого исторического музея в Берлине. Росси погиб в автокатастрофе в возрасте 66 лет.
Вспоминаем знаковые высказывания блестящего теоретика, практика и поэта в архитектуре:
• Чтобы стать великой, архитектрура должна быть забыта или превратиться просто в образ, теряющийся в воспоминаниях.
• Архитектор всего лишь создает площадку, предназначенную для проигрывания определенных сценариев.
• Создание среды, наиболее благоприятной для жизни, и эстетический замысел — фундаментальные характеристики архитектуры.
• Город как биография конкретного человека является нам через некие элементы: дом, школа, церковь, завод, памятник. Но в этой биографии города и его зданий, будто бы четко определенной, отведено значительное пространство для воображения и интереса. В конечном итоге это пространство оборачивает город в ткань артефактов и чувств, и она более важная, чем архитектура и форма.
• Никто не может заниматься архитектурой без подробного изучения жизни в города. Город сам по себе — это коллективная память живущих в нем людей. И как во всякой памяти, в ней живут ассоциации с конкретными местами и объектами.
• В отсутствии эволюции любая перемена означает разрушение.
• Мы можем смотреть на современные города без энтузиазма, но если бы мы могли видеть глазами микенского археолога, мы бы углядели за фасадами и фрагментами архитектуры старейших героев нашей культуры.
• Что меня больше всего изумляет в архитектуре в отличие от других дисциплин, что у построенного проекта может быть одна судьба, но у того же здания, нарисованного или описанного в литературе, судьба совершенно другая.
• Архитектура в большей степени ритуал, чем творчество.