Исландец Бриньяр Сигурдарсон — один из самых талантливых и молодых дизайнеров современности, отмеченный престижными наградами The Torsten & Wanja Söderberg и Designer of the Future Swarovski. Бриньяр рассказывает ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН о своем ощущении трендов, констатирует усталость от дигитального и верит в алхимические свойства искусства.
О взгляде на дизайн и искусство По образованию я предметный дизайнер: учился в исландкой Academy of the Arts и позже в швейцарской ECAL, в Лозанне, поэтому конечно мой бэкграунд прежде всего дизайнерский. Этим объясняется мое пристальное внимание к процессу производства, материалам, их качествам. Мне по-настоящему интересно, как именно вещи сделаны. И это в первую очередь определяет мой рабочий процесс. Тем не менее, все, что рождается в мастерской, далеко не всегда имеет очевидную функцию. У моих предметов всегда есть измерение между физической функцией и абстрактным посылом. Поэтому часто эти предметы, в которых есть смысловой зазор, воспринимаются как объекты искусства.
Меня в первую очередь интересует экспертиза, выстроенная на основе совершенно различных сфер: перформансов, музыки, археологии, повествовательных практик и так далее. Самое удивительное в том, что как только я начинаю размышлять, чем же именно я занимаюсь – искусством или дизайном, инсталляцией или интерьером, то чувствую, как вся магия испаряется. Для меня поле волшебной силы искусства как раз и заключается в двойственности и неопределенности, в некоей вопросительной интонации.
Усталость от дигитального Что касается тенденций в современном искусстве и смежных областях, мне скорее интересна реакция на текущую ситуацию в этой области. В свое время постмодернизм был вызван реакцией на модернизм, а максимализм — усталостью от минимализма. И я твердо убежден, что сейчас мы наблюдаем такого же типа реакцию в отношении экранов, всего цифрового. Пост-дигитальные тренды разворачивают людей в сторону ручной работы, ткачества, керамики, шерсти, натуральных материалов. Вы даже не представляете, насколько популярны сейчас во всем мире работа в керамических мастерских или мастер-классы по изготовлению тканей, валянию шерсти и войлока.
Об искусстве и времени Терапевтическая роль искусства и работа художника со временем, безусловно, одна из сильных тенденций в настоящее время. Произведение искусства порой само физическое воплощение времени: усилия, которые тратятся на его создание, впечатляют сами по себе. Мы изготавливали один из наших самых известных объектов — круговую флейту — много месяцев. Мастеров, способных создать шарнирный механизм соединений деталей, и духовиков-исполнителей, владеющих техникой кругового дыхания, собирали в нескольких странах. Этот беспрецедентный опыт коммуникации, инициированный искусством, чистой идеей — то, на что можно будет опереться в будущем. Сейчас дизайнер (скорее, творец) — это собиратель невероятных историй и ситуаций, коллекционер поверхностей: именно они становятся творческим топливом. Но сперва нужен сильный персонаж, вокруг которого можно придумать особый предметный мир.
Искусство как алхимия У «красоты» как понятия по-прежнему есть свое собственное значение и особая роль. Вещи могут обладать внешним привлекательным образом, не вызывать споров и не предлагать миру сильное интеллектуальное высказывание. Мне кажется, что это как раз задача искусства: побуждать нас задавать вопросы о сущности вещей, какие они есть и какими они могут быть. Именно искусство помогает работать с понятием нормы, расширять рамки представлений и избавляться от старых привычек. Искусство в самом ближайшем будущем станет основным инструментом для поиска новых путей и взглядов на мир. Потому что сила искусства — в его алхимических, необъяснимых свойствах.