Сочетание продвинутого машинного производства и тонкого ремесла — фирменный почерк братьев-дизайнеров Верховенов, работающих под маркой Verhoeven Twins.
Голландские близнецы Йерун (Jeroen) и Йоп (Joep) Верховены (р. 1976) последние семь лет занимаются тем, что доводят до совершенства пузыри. Пузыри из боросиликатного стекла — такого, какое используют в лабораториях. У стекла ярко выраженный радужный эффект, будто бы на поверхности пузырей образовались масляные разводы.
Братья живут и работают вместе в Амстердаме, где находится их студия. Они сразу были нацелены на создание уникальных вещей, где кропотливая ручная работа сочеталась бы с тем, что просчитывают и исполняют компьютеры и роботы.
Их первым заметным объектом стал стол Cinderella в 2005 году. Сначала в компьютерной программе был создан силуэт стола. Потом его вручную склеивали из 741 слоев обработанной станками фанеры и шлифовали. Все детали были подогнаны друг к другу так точно, что возникало полное ощущение, что дерево стало «жидким» или способно драпироваться, как ткань. Источником вдохновения для этого стола послужили барочные комоды.
По схожей технике выполнен и самый «личный» объект близнецов — стол Lectori Salutatem. Поводом для его создания послужили работы знаменитого французского краснодеревщика прошлого столетия Франсуа Линке (François Linke), который часто запечатлевал профили своих возлюбленных в силуэтах мебели. Тот же прием использовали и братья: изгибах угадывается профиль девушки Йопа.
Стол создавали на машиностроительном оборудовании, и даже сами рабочие, кто уже давно пользовался станками, удивлялись новым возможностям техники, которые выяснились только в процессе работы. Все 165 деталей скреплены друг с другом болтами, а поверхности отшлифованы и покрыты патиной. Стол существует в двух вариантах — в бронзе и стали.
Братья признаются, что использовать стеклянные пузыри в этом символическом контексте они стали по образцу голландских мастеров XVII-XVIII веков. В их картинах появление вещицы из хрупкого стекла, в котором отражался весь остальной натюрморт, означало бренность всего сущего.
«На самом деле для нас пузыри скорее символ счастья. То, что вызывает улыбку. Не мимолетную, а настоящую, которая всегда появляется при воспоминании о пузырях. Мы придумали этот проект много лет назад, и нам казалось, что это самое лучшее и красивое, что только может быть. И мы прошли этот путь. Семь лет, семь долгих лет. Никогда в жизни у нас еще не было столько разбитого стекла в студии, как в эти годы. И вот когда наконец мы достигли результата, и увидели, что это действительно волшебно, нас охватил страх. А вдруг эту магию чувствуем только мы, а зрители останутся равнодушными к самому сложному проекту в жизни? Но, к счастью, мы получили столько восторженных отзывов, что успех очевиден. Мы хотели, чтобы зритель видел чудо, а не наши многолетние технические страдания».
Братья рассказывают, что только выбор правильного стекла занял много месяцев. В итоге остановились на американском боросиликатном лабораторном стекле, самом прочном в мире. Конечно, можно найти стекло дороже, но для наших целей оно не годится. Нам нужно было почти совершенство, поскольку его требовал сам объект: мы должны были его скульптурировать и собрать в 3D.
«Сначала мы обратились к итальянским компаниям, поскольку у них богатый опыт работы со стеклом, итальянцы известны своей фантастической точностью. Мы перепробовали почти все доступное оборудование, и все же пришли к выводу, что нам больше подходит робот. Мы нашли робота с шестью щупальцами, что позволило почти танцевать вокруг каждого объекта, при этом все движения были настолько точными, чего никогда бы не смог достичь человек: стекло бы просто разбилось. Робот просто резал стекло в нужном направлении. Заметим, что в каждом пузыре нет никакого химического воздействия, это эффект самого стекла».
Братья работают под девизом: «Если вы хотите честный отклик, вы должны предложить «честную» вещь». Будем надеяться, что следующую честную вещь мы увидим раньше, чем через 7 лет. Пока до конца ноября 2019 года их коллекция пузырей Moments of Happiness выставлена в рамках экспозиции Dysfunctional в Ca'd'Oro.