Шарль Калпакян (Charles Kalpakian, р. 1982) называет себя дизайнером нового мира. На протяжении последних семи лет он стал весьма заметной фигурой коллекционного дизайна и сформировал вокруг себя большой клуб любителей оптических иллюзий, выраженных на языке предметов.
У Калпакяна богатый бэкграунд. Француз по национальности, родился в Бейруте в семье с сильными армянскими и сирийскими корнями. У Калпакяна редкий дар переплавлять с помощью уличного искусства свою биографию: он намеренно акцентирует некоторые национальные и географические особенности, превращая их в мощный декоративный инструмент.
Взлет Калпакяна происходил по экспоненте. Образование промышленного дизайнера он завершил в 2004 году, и сразу после получения диплома был принят в агентство Ora Ito. После годовой практики Шарль покидает агентство, чтобы работать ассистентом по дизайну в архитектурном бюро Leberre & Guillois, где он провел два года (2005-2006).
В течение 2007 года он сотрудничал как интерьерный дизайнер с Фредериком Руйаном, компаниями ChafikDesign и VeniseWorkshop. Стал сначала рядовым дизайнером в бюро Кристофа Пийе, а после и главой всей команды, и оставался на этом посту до 2011 года. Дальше Калпакян основал собственное бюро.
Выход в мир большого дизайна начал с участия в апрельской Миланской неделе дизайна в рамках выставки Making Of (организованной Meet My Project). И сразу же получил заказы на коллекцию ваз от компании DarenArt. На Парижской неделе дизайна в рамках выставки Docks en Seine его настенный кабинет, основанный на оптических иллюзиях, заметила владелица парижской BSL Galerie, племянница Ив Сен Лорана.
А уже через несколько месяцев Шарль открывал там сольную выставку. Три самых известных лимитированные коллекции Калпакяна — Cinetisme, Moon и Cle de Sol — теперь представлены только в галерее BSL.
Что привлекает коллекционеров: его подход к смешению традиционных французских техник маркетри, секретов краснодеревщиков, опора на собственную идентичность выходца из Среднего Востока, а также удивительно свежее прочтение давно известных техник по обработке металла.
Калпакян сотрудничал с различными брендами и компаниями: DCW, Habitat, Haymann Edition, Nemo Lighting, Dupont Corian, La Chance, DarenArt, Lelievre, PUIG, Fondation Luciano Benetton, JM design gallery в Бейруте и частными коллекционерами.
Работы Калпакяна описывают концепции вертикали и плоскости в совершенно различных контекстах. Его эстетика определенная и чистая, в них очевидна связь с каллиграфией. Собственно, каллиграфия — одно из образований Шарля, и он применяет его довольно часто, как в декоративных скульптурах, так и в светильниках.
Линии в его мебели всегда четкие, но очень подвижные – такие же, как и линии каллиграфической кисти. Перевод каллиграфии на язык коллекционного дизайна больше всего заметен в светильниках Cle de sol («скрипичный ключ»), где самый известный музыкальный иероглиф становится объектом из XXI века.
В его работах сильно влияние поздних работ Этторе Соттссаса, в них угадывается интерес к сильным цветовым комбинациям и разнообразным декоративным концептам. Объекты с оптической иллюзией 3D быстро попали в тренд на ретро-мебель и принесли ему славу экспериментатора. В серии Cinetisme дизайнер сталкивает уличное искусство и научный феномен бистабильной неустойчивости восприятия (свойство некоторых фигур, когда они могут восприниматься двояко: к примеру, можно увидеть в одном изображении и лицо мужчины, и силуэт женщины).
В последнее время его увлекают модульные конструкции. Он очень тонко работает со светом как субстанцией, и предпочитает моделировать светом такие же 3D-иллюзии, как и в полках из гнутой стали. Серия модулей Wall Shadows для Nemo Lighting устроена таким образом, что квадратные и прямоугольные модули с подвижными клапанами могут заркыть любую по площади поверхность, и можно самим смоделировать интенсивность света и угол наклона клапанов.