Кай Франк (Kaj Franck, 09.11.9011 — 26.09.1989) один из знаменитых финских дизайнеров, который стекло возвел в ранг лучшего материала для воплощения идей модернизма. В честь 100-летия со дня рождения дизайнера Кая Франка была выпущена памятная монета в 10 евро.
По теме: Самая известная табуретка в мире получила новый имидж
Кай Франк был отличным проектировщиком мебели, создавал запоминающийся текстиль, иллюстрации и рисунки, но большую часть жизни посвятил работе со стеклом и фарфором. Именно в этом жанре он создал лучшие работы, изобрел новый жанр легкого модного столового сервиза, который стал основой для создания современной посуды.
Кай Франк был блестящим теоретиком повседневности, и доказывал теорию на практике своими функциональными объектами. По его дизайну создавалась прочная эмалированная посуда, чьи эстетические свойства были так высоки, что до сих пор эти винтажные миски и кастрюли по дизайну Франка продаются на интернет-платформах за внушительные деньги.
В сложные для Европы послевоенные годы Франк проектировал повседневные утилитарные предметы и был откровенным теоретиком социальной эстетики функциональных объектов.
Родился Кай Франк в Выборге, в немецко-шведской семье, где в роду уже были архитекторы и художники. Он тоже выбрал этот путь, и решил учиться мебельному дизайну. Кай поступает в Центральную школу искусств и ремесел в Хельсинки (сейчас она называется Высшая школа искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто). Сразу же после окончания университета в 1932 году начинает иллюстрировать каталоги для фирмы декоративного стекла Riihimäki, работать как оформитель интерьеров и витрин, художником потекстилю.
С 1934 по 1938 он проектирует мебель, и его замечают: модели везут в рамках Финского павильона на Всемирную выставку в Париже в 1937 году. Оттуда он возвращается победителем: в 1938 году Франка приглашают возглавить одно из подразделений крупной текстильной компании Yhdistyneet Villatehtaat, где создаются расписанные вручную ткани. Эти образцы становятся популярны, и уже в 1940 году его приглашают работать над текстилем в Artek.
Год окончания Второй мировой определяет его судьбу на долгие годы: в 1945 году он начинает сотрудничество с фирмой по производству посуды Arabia, и вскоре становится ее главным дизайнером. Это сотрудничество сделает компанию знаменитой, а сервизы по дизайну Франка — образцовыми для скандинавского и мирового дизайна.
У Франка к этим годам уже выработался определенный взгляд на дизайн: его вполне можно назвать экологическим. Он базировался на бережном использовании материала, минимизации отходов и производству универсальных вещей, способных дополнять друг друга с течением времени. Своей идеальной дизайнерской моделью он считал финский национальный пирог калакукко, в котором рыба запекается в буханке ржаного хлеба. В нем форма полностью соответствовала содержанию, и в результате не оставалось никаких отходов.
В 1946 году компанией Iittala был объявлен конкурс на лучший предмет из стекла, и Кай Франк решает участвовать в нем. В итоге первый приз он делит с Тапио Вирккала, а сам Вирккала со временем станет арт-директором Iittala. Оба дизайнера будут тесно работать друг с другом на протяжении всей жизни, а Франк будет много проектировать для Iittala (особенно много моделей будет создано в период с 1946 по 1950).
Участие в конкурсе подтолкнуло Франка к разработке набора посуды для Arabia. Он был убежден, что давно пора избавить скромное послевоенное жилье от громоздких фамильных сервизов. К тому времени даже состоятельные семьи жили без прислуги, женщины ходили на работу, ухаживать за хрупким фарфором было некогда и некому. И он разработал серию минималистских предметов, каждый из которых мог выполнять несколько функций — это было сделано для сокращения количества посуды в доме и для удобства хранения.
Новый набор был выпущен в 1952 году и получил название Kilta: в него входили более 30 однотонных предметов. Он имел оглушительный успех, многократно с течение двух десятилетий перевыпускался в различных цветовых комбинациях и с различными рисунками: предметы прекрасно между собой комбинировались, и к тому же можно было найти замену разбившимся. Всего было продано более 25 миллионов предметов по всему миру. К 1970-м годам выпуск сервиза в Arabia прекратили, но Франк разработал новую версию из стекловидного фарфора, которая под названием Teema с 1981 году выпускается по нынешний день Iittala.
В 1957 году Кай Франк первым из финских дизайнеров получает итальянскую премию Compasso d’Oro. В 1972 году он удостаивается звания профессора. В зрелые годы он увлекся созданием арт-объектов из стекла. Его стали больше интересовать вещи, сделанные вручную и в различных техниках. Он стал создавать удивительные вазы, бокалы и декоративные объекты для Nuutajärvi, в его мастерской появляются абстрактные скульптуры. В них совмещалось множество видов цветно, особеннго материала, особенно он интересовался техникой пузырчатого стекла.
Позже Кай становится преподавателем в Колледже прикладного искусства в Хельсинки, где он будет студентов до 1960 года, а после станет художественным директором и останется на этом посту до 1968 года.
К 1972 году объем его работ достигает такого уровня, что решено делать музей Arabia и Музей стекла дизайна компании Nuutajärvi. В эти годы Франк особенно дружен с Ойва Тойкка, еще одним классиком финского дизайна и мастером выдувного стекла, который перенял свою манеру работы у венецианских стеклодувов. Позже, уже после смерти мастера, Тойкка стал первым, кто получил престижную премию Kaj Franck Design Prize. Ее в 1992 году учредила организация по поддержке финского дизайна Design Forum Finland. Денежная часть премии составляет 10 000 евро.