Эти светильники — золотой фонд мирового дизайна. Присутствие каждого из них поднимает интерьер на новый уровень и свидетельствует о безупречном вкусе его хозяина.
PH 3/2
Limited Edition
Louis Poulsen
Дизайн
Поул
Хеннингсен
На парижской Международной Выставке декоративных искусств 1925 года, давшей название стилю ар-деко, подобный настольный светильник получил золотую медаль. Он был выпущен маркой Louis Poulsen и называлась тогда Paris. Так родилась серия светильников PH — по имени автора, Поула Хеннингсена. До середины 1950-х Хеннингсен создал около сотни вариаций таких ламп: настольных, напольных, подвесных, с разным количеством стеклянных дисков в плафонах, но с общим принципом построения в основе. Часть из этих моделей Louis Poulsen производит до сих пор, а Limited Edition PH 3/2 из латуни и стекла янтарного оттенка выпущена лимитированной серией.
Хеннингсен вырос при мягком свете керосиновых ламп и свечей, поэтому внедрение электрических лампочек его не радовало: их свет казался ему резким, неестественным. По другой версии он начал заниматьсяся проектированием светильников из-за матери, которая сетовала, что электрическое освещение старит ее, показывая морщины. Хеннингсен ставил многочисленные эксперименты по созданию светильника, который давал бы мягкий, рассеянный свет без бликов. Многоярусные абажуры серии PH из колец-рефлекторов разных профилей, скрывающие лампочку, воплощают стремление автора к идеалу.
Snoopy
Limited Edition
Flos
Дизайн
Акилле Кастильони
Как сказал Филипп Старк в день празднования столетнего юбилея Кастильони: «Без тебя
мы были бы ничем».
Девять раз Кастильони получал Compasso d'Oro — высшую награду итальянского дизайна, его работы находятся в музеях от Праги до Иерусалима, только в одном нью-йоркском MoMA — 14 работ. В произведениях Кастильони прослеживается и инженерное мышление автора, и его ироничный взгляд на предметный мир. Хороший пример — светильник Snoopy, который Акилле Кастильони создал с братом Пьером Джакомо в 1967 году. Снупи — пес породы бигль, персонаж серии комиксов Peanuts Чарльза М. Шульца. В форме отражателя лампы ясно считываются очертания собачьей головы.
К 50-летию шедевра компания Flos создала 1700 экземпляров, вдохновленных прототипом, который хранится в Фонде Акилле Кастильони. Его плафон демонстрирует черное матовое покрытие с зернистой структурой — более поздние версии выпускались в глянцевой отделке. Основание выполнено из каррарского мрамора: черно-белый «окрас» — еще одна деталь, напоминающая о мультяшном песике. Современная версия лампы дополнена сенсорным диммером, источник света — высококачественные светодиоды.
Taccia
Flos
Дизайн
Акилле
Кастильони
В послевоенные годы у начинающих итальянских дизайнеров устанавались связи с такими же молодыми, открытыми всему новому фабриками. Для Акилле Кастильони подобным брендом стал Flos. Для него они спроектировал массу светильников, некоторые выпускаются до сих пор. Одна из культовых моделей — Taccia создана в дуэте с братом Пьером Джакомо.
«Для нас это мерседес среди ламп, символ успеха, возможно из-за того, что основание похоже на античную колонну, — говорил об этой работе сам Кастильони. — Впрочем, когда мы проектировали лампу, престиж не был нашей первоочередной задачей. Главным образом речь шла о том, чтобы создать поверхность, которая
не нагревается».
Концепция была придумана в 1958 году, спустя год появился прототип. Однако производитель Flos очень долго испытывал опытный образец, и лишь в 1962 году запустил его в серийное производство. Светильник дает прямой и отраженный свет, имеется регулируемый стеклянный диффузор: его поверхность отражает свет в желаемом направлении. Taccia может служить как настольная лампа для работы, но лучше ее использовать для фонового освещения, поставив, например, на комод в гостиной или спальне. Интересно выглядит светильник и на полу. В любом случает скульптурная форма Taccia приковывает взгляд.
Tolomeo
Artemide
Дизайн
Микеле де Лукки
В 22 года Микеле Де Лукки организовал группу Cavart, которая составила славу итальянского радикального дизайна. Был арт-директором компании Olivetti и даже нарисовал несколько моделей компьютеров. Сотрудничал с Этторе Соттсассом и его группой Memphis, эпатируя общественность. Сегодня выпускает роскошные вещи без эпатажа, например, коллекции света для Hermès. Самое известное из его творений — настольная лампа Tolomeo, которую он создал с Джанкарло Фассина для фабрики Artemide. В 1989 Де Лукки получил за нее премию «Золотой циркуль». Как говорит сам автор, о популярности лампы свидетельствует тот факт, что ее можно увидеть чуть ли не в каждом американском сериале.
«Я спроектировал Tolomeo в 1986 году. Правильнее сказать, я ее изобрел, потому что сначала придумал механизм», — вспоминает Микеле Де Лукки.
Идея возникла, когда я наблюдал за рыбаками в Апулии с их примитивными снастями трабукки: на палку подвешивается сеть, а сверху крепится веревка, которая помогает ее поднимать и опускать. Это стало отправной точкой для Tolomeo. Секрет светильника — в пружине, скрытой в трубке, и тонком тросе, который держит ее в напряжении. Положение конструкции легко регулировать одной рукой. Плафон я сделал максимально простой формы — перевернутый горшок: почувствовал, что должен отвлечь внимание от внутренней инженерии. Чтобы лампа не выглядела статичной и скучной, источник света встроил необычным образом — перпендикулярно плафону. Из отверстия в верхней плоскости выходит тепло от нагревающейся лампочки, и это еще одна из причин успеха Tolomeo. Модель предельно проста в производстве, в ней всего один шуруп, который присоединяет основание, остальное держится благодаря натяжению пружины — пример незатратной технологии, так необходимой сегодня».
За время существования Tolomeo появилось огромное количество модификаций, разных размеров и цветов, настенные, напольные и настольные, с абажурами из металла, шелка, пергамента. Но первоначальная версия в «чистом» алюминии считается эталонной.
I Ricchi
Povery Bzzzz
Ingo Maurer
Дизайн
Инго Маурер
Маурер ограничил себя одной сферой деятельности, зато достиг здесь всех мыслимых высот: вот уже более полувека дизайнер занят исключительно освещением. Как никто другой он обращается со светом креативно, придумывает светильники-змеи, лампочки-птицы, чайные ситечки, клетки
с крысами, вешает на люстры фарфоровые головы Будды или клочки бумаги со словами «Я тебя люблю» на разных языках. Маурер обожает несерьезные образы, в то же время проектирует сложнейшие высокотехнологичные системы освещения, экспериментирует с органическими светодиодами, преображает светом огромные пространства и целые здания. Он любит мобили, рисовую бумагу в качестве материала и лампу накаливания как источник света, хотя и понимает неизбежность ее «ухода со сцены».
Он первым придумал оставлять лампу «голой», не прикрывая абажуром.
В 1966 году спроектировал легендарный Bulb — светильник
в форме лампочки накаливания с лампочкой накаливания внутри, такой простой и оригинальный, что тот моментально попал в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. Серию I Ricchi Poveri 2014 года можно считать настоящей одой лампе накаливания. Одна из входящих в нее моделей даже носит название Monument for a Bulb («Памятник лампе накаливания»). В светильниках I Ricchi Poveri автор заменил устаревший источник света на более прогрессивный, но сохранил форму, которую считает безукоризненной.
В модели Fly по лампе ползет металлическая муха, в Five Butterflies колбу лампы окружают пять бабочек. В модели Bzzzz над лампочкой порхает стрекоза. Грациозное насекомое выполнено из алюминия в красном, зеленом или синем цвете, а также в латуни или стали.