Патрисия Уркиола: пять мыслей о самостоятельности, технологиях и прочности
Звезда мировой дизайнерской сцены Патрисия Уркиола (Patricia Urquiola, р. 12.05.1961) рассказывает, как совмещать личную жизнь с работой, впоминает великого учителя и называет будущим дизайна технокрафт.
По теме: Патрисия Уркиола: испанка на пике итальянской карьеры
О предрассудках В любой профессии важно избавиться от предрассудков и общепринятых представлений. Моей главной проблемой было то, что я очень долгое время не разрешала себе самостоятельно работать, всегда оставалась в тени тех, кто меня вырастил как дизайнера. Сначала это был Кастильони, потом — Пьеро Лиссони, в чьей студии я работала долгое время. И только благодаря усилиям Лиссони, который буквально вытолкнул меня в самостоятельное плавание, я открыла собственную студию. В тот момент оказалось, что неважно, в каком теле я нахожусь, женском или мужском, нужно просто как можно лучше делать свое дело и соответствовать работе. Неважно, мужчина ты или женщина, важно, как ты себя соотносишь с компанией, как управляешь процессом, как работаешь над воплощением проекта и как раскрываешь свою личность.
О великом учителе На меня очень сильно повлиял Акиле Кастильоне, мой великий учитель. Не отдельный какой-то его предмет, а все творчество целиком. Никто из всех, кого я встречала на своем жизненном пути, не был так увлечен дизайном. Мне до сих пор приходится очень строго следить за собой, чтобы не повторять его идеи. Если мне приходит что-то похожее, я немедленно останавливаюсь и начинаю думать в другом направлении.
Я неистово собираю по всему миру вещи, которые дарят мне вдохновение. Кастильони говорил, что каждый человек аккумулирует в себе гораздо больший комплекс культурных понятий, чем о сам он себе думает. И вот настает момент, когда вы начинаете делать одновременно много разных вещей; это происходит инстинктивно. Одни вещи превращаются в другие. Купленный в Бельгии браслет становится светильников для Foscarini, венчик для заварки японского чая становится абажуром для Flos. Я обожаю ходить в гости и смотреть, каким образом люди используют вещи — иногда это ошеломляет меня, я бы сама никогда не додумалась до этого.
О работе Мне приходится постоянно разграничивать время между моей личной жизнью и работой. Это давняя битва. Бесконечные обсуждения, убеждения Альберто, моего мужа и партнера по студии, все очень сильно влияет на мою жизнь. «Дом – магазин», эта формула традиционна для многих итальянцев. Сейчас удалось достичь гармонии: лаборатория и рабочая студия на первом этаже, жилые комнаты на втором этаже и небольшой зеленый дворик-патио, напоминающий о природе.
Я — человек общения. И я очень легко сосредотачиваюсь. Это помогает работать в центре студии, когда кругом все бурлит и довольно шумно. Работа для многих (и для меня особенно) вообще перестала быть чем-то, что заканчивается в определенный момент дня. Я могу перед сном в айпаде сделать набросок и тут же послать его своему ассистенту. Когда в голове дюжина идей, очень сложно взять и сделать вид, что их нет.
О войлоке и мраморе Мой метод — ломать представления о материалах. К примеру, войлок был невероятно популярен в начале 2000-х годов. Его использовали к месту и не к месту. Однако его восприятие было все же достаточно однобоким: он ассоциировался исключительно с зимой и холодом. Но, если одновременно использовать различные оттенки натуральных цветов, как это делается в покрытии терраццо, мы достигнем совершенно другого эффекта. Визуально он будет выглядеть не таким плотным и зимним. Кроме того, появляются дополнительные возможности для ресайклинга и переработки остатков шерстяных материалов. Швы, которые будут их соединять, и разная толщина и цвет фрагментов, придадут необходимую ноту необязательности, несовершенства.
Мне кажется важным в дизайне отказаться от стремления создавать идеальный материал или поверхность. Несовершенства ручной работы (а полоски войлока соединены вручную ремесленниками) должны быть очевидны. И это потрясающе, что еще не во всем мире утеряны навыки такого обращения с ремеслом. Мне очень нравится работать с нюансами, с переходами цвета, с различной градацией оттенков. Это мое наваждение. Годом ранее я сделала похожий проект для Budri, только переходы оттенков были выполнены из мрамора. Меня интересует в последнее время не только переход от одного оттенка к другому, но и от одного материала к другому. Как можно элегантно соединить материалы с совершенно различными характеристиками и свойствами: к примеру, мрамор и резину.
О новых технологиях Новая поэтика дизайна рождена новыми технологиями. Все, что относится к сфере 3D-проектирования, развивается стремительными темпами. Невероятная детализация вещей стала возможна только благодаря тому, то станки стали позволять делать это. К примеру, сейчас роботы могут сделать форму для пола в технике терраццо — и с их помощью возможна любая геометрия, раньше этого достичь было практически невозможно. Весь набор инструментов для производства за последнее десятилетие существенно обновился. Появились новые подходы к созданию сервиса.
В будущем, возможно, мы все станем цифровыми ремесленниками. Но перед тем, как предложить вещь рынку, мы должны быть уверены, что у нее не существует аналогов, иначе мы получим море проблем. Для того, чтобы до конца понять основы любого процесса, связанным с промышленным производством, требуется осознать всю его сложность, разобраться в материалах и технологиях. Вы проектируете смеситель — и думаете прежде всего не форме, а о давлении воды и огромной нагрузке.
Мне бы хотелось думать, что в основе моего дизайн лежит прежде всего прочность. Хотя в то же время я очень люблю создавать инсталляции: там работать нужно очень быстро, потому что результат будет существовать недолго. Время — категория, с которой я часто работаю; и воспринимаю его не в количественном, а в качественном смысле.
Когда меня спрашивают о будущем в дизайне, я не всегда могу ответить. Нет одного будущего, их много. Сейчас более остро стоит вопрос, что такое естественное и искусственное, поскольку их границы очень сильно размылись и смешались.