Финский дизайнер Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara, 07.09.1914 — 31.01.1999) виртуозно объединил довоенные достижения финской культуры и послевоенные возможности промышленности, что сделало его вещи образцами для подражания. Он любил говорить: «Стул — это не просто предмет мебели, это ключ ко всему интерьеру».
По теме: Архитектор Ээро Сааринен: яркая комета послевоенного дизайна
Никто сильнее него не был заинтересован в демократизации дизайна. Но если другие только говорили об этом, он делал. Илмари был не просто теоретиком, но увлеченным практиком. Финляндия нуждалась в предметах, легких в сборке — и он начал создавать и пропогандировать модульную и сборно-разборную мебель.
«По сути, он создал концепцию Ikea до Ikea, — отмечает Юкка Саволайнен, директор Музея дизайна Хельсинки, — Хорошее качество по доступной цене, та же самая идея массового производства и тот же самый тип упаковки».
Илмари прошел ту же самую школу, что и другие великие мастера финского дизайна, но только у него бурный интерес ко всему новому выстроился в четкую концепцию. В 1930-х годах он учился, как и многие, в Центральной школе художественного ремесла Хельсинки.
Его учителями были Вернер Вест, ведущий дизайнер компании «Стокманн» и Отто Корхонен, сотрудник фабрики, где выпускали мебель по дизайну Алвара Аалто. Сразу после окончания школы Илмари пережил потрясение: в 1937 году он отправился на стажировку в Париж, и не к кому-нибудь, а к Ле Корбюзье. Время полугодовой стажировки удачно совпало со Всемирной выставкой, где в павильоне Финляндии демонстрировали мебель Аалто.
Молодой Тапиоваару так впечатлен новым индустриальным стилем, что он даже пишет заметку в газету. Он ратует за то, чтобы вывести финские товары на мировой уровень путем массового производства, дизайна и демократизаци. С этим задором в 1938 Тапиоваару приступает к работе в качестве арт-директора крупнейшей финской компании — Asko.
Талант Тапиоваара был многогранным. Он обладал не только тонким стилистическим чутьем, но и даром коммуникации и убеждения. В стране, где после войны за чертой бедности было две трети населения, он сумел убедить небольшие фабрики выпускать вещи не только полезные (чтобы было на чем сидеть, есть и спать), но и красивые.
Он ловко и быстро переориентировал стандартизованные деревообрабатывающие производства на выпуск новой современной мебели, как в случае с фирмой Keravan Puuteollisuus в 1941 году.
Во время войны Тапиоваара по распределению уезжает на Олонецкие острова. Ему приходится придумывать новые типы бытовых сооружений без использования металлических крепежей, а также технологии, в которых требовался бы минимум материала.
Все его конструкции использовались финской армией: они подходили для полевых условий, их можно было изготовить прямо на месте с минимальным набором простых инструментов и собрать без гвоздей. Этот экстремальный опыт многому научил его. Он увидел, как вещи могут менять жизнь. «В каком-то смысле можно сравнить дизайнера с врачом», — утверждал он.
«Я хочу, чтобы хороший дизайн был у каждого», — заявил Тапиоваара. Даже у самого бедного студента хельсинкской академии Dоmus была возможность жить в дизайнерском интерьере общежития, созданном Тапиоваара после войны. По целостности и осмысленности этот проект 1946-1947 годов до сих пор является образцом для подражания, и его изучают в университетах. Еще один его эталонный проект — интерьеры общежития Политехнического института.
Мебель, созданная для общежития академии Domus, оказалась настолько удобной и прогрессивной (ее поставляли в плоской упаковке), что ее успех шагнул за границы Финляндии. Стул в 1951 году получил первую премию на Чикагской выставке, и его запустила в производство компания Knoll.
В 1952 году Илмари Тапиоваара пригласили занять должность профессора в Институте технологии и дизайна в Иллинойсе. В Финляндию он вернулся через несколько лет со свежими идеями: серия деревянной мебели Pirkka становится хитом.
Следующие двадцать лет Тапиоваара оттачивал мастерство и создавал шедевр за шедевром. В 70-е его безоговорочное лидерство стали оспаривать молодые дизайнеры, и на пару десятилетий о его мебели почти забыли.
Сейчас оригинальная мебель Тапиоваары так успешно продается на аукционах, что ее снова возвращают в производство. Несколько лет назад компания Artek выкупила права на производство его вещей и теперь в ее ассортименте несколько десятков предметов по его дизайну.
Самый знаменитый стул Тапиоваары — Mademoiselle для Asko, был увековечен на памятной монете, выпущенной к 100-летию со дня рождения дизайнера в 2014 году — ее дизайн разработал еще один знаменитый финн Харри Коскинен.