Молодой израильский дизайнер Эрец Неви Пана (Erez Nevi Pana, р. 1983) придумал «веганский дизайн» и сделал его модным. В его понимании «веганский дизайн» почти приравнивается к «этическому дизайну». Разбираемся, что такое веганский дизайн и чем хороша табуретка из соли:
«Решения, которые мы принимаем сейчас, способны повлиять на будущее всего мира и жизнь следующих поколений, и они также способны изменить жизнь животных и помочь нам отказаться от нашего агрессивного господства над природой. Поэтому нужно как можно больше пропагандировать «веганский» дизайн — он означает сотрудничество с природой, отсутствие ущерба в процессе производства вещей».
Веганский дизайн у Неви Пана, давно проповедующего веганство как образ жизни, означает, к примеру, возможность сплести красивый шелковый ковер, не нанося вреда червям тутового дерева. Обработка коконов начинается уже после метаморфозы куколки и того, как она покинет кокон, в то время как в традиционном шелковом производстве черви погибают при варке коконов.
Неви Пана распутывает коконы и объединяет их с соломенными корзинами, взятыми с традиционных шелковых производств. Интерес к ткачеству Неви Пана унаследовал от своих предков, которые жили в индийской деревне NabiPanah (фамилия дизайнера произошла как раз от названия этого места) и изготавливали волокно для ковров.
Он рос в семье, владевшей питомником для растений. Все детство его окружала плодородная земля и растения;. Вероятно, это и углубленное изучение биологии в школе послужило толчком для его экспериментов по созданию материалов из земли и других компонентов, некоторые его объекты буквально «вырастают».
Один из ранних его проектов, Soilid, выглядел как скромный необработанный табурет. Главным в нем была не форма, а материал, из которого он был сделан: землю смешали с грибами и запекли, в результате чего появился довольно прочный материал, который был обработан на обычных столярных станках и собран в предмет мебели.
Неви Пана — настоящий исследователь. «В некотором смысле вся планета стала для меня одним городом; физически и виртуально я бесконечно блуждаю в поисках субстанций и пытаюсь их скрестить». Соль, земля, асфальт, растительные фибры, грибы, мусор... Скорлупки кешью он превращает в черную глазурь, которой он покрывает многие свои объекты.
«Мой подход одновременно экспериментальный и концептуальный. Я люблю, чтобы поиск решений происходил спонтанно. Мне совершенно неважно, вижу ли я четкую функцию у материала или предмета на начальной стадии проекта. Мне важен сам процесс и его энергия. Я бы сравнил себя с лососем, плывущим против течения — мне важен экстрим.
Может быть я выбрал дизайн именно потому, что в искусстве я не смог бы добиться такого эффекта. Дизайнер сейчас должен быть в том числе мыслителем, указывать пути развития. Дизайнеры с профессиональным образованием и дизайнеры-самоучки сейчас находятся в почти одинаковом положении: всех уравняли технологии, и профессионалы потеряли свою «эксклюзивность», которая еще совсем недавно была у них».
Студия дизайнера находится в Тель-Авиве. Образование Эрец получал сначала в Институте Технлогий Holon, а позже в Академии дизайна Эйнховена. Там он подробно изучал процессы кристаллизации соли, и этот проект сделал его знаменитым: коллекция Salt стала его блестящей дипломной работой. На исследование процессов кристаллизации морской соли (испытательным полигоном дизайнера было Мертвое море) ушло более пяти лет. Дизайнер погружал в море деревянные табуреты и ждал, когда они, подобно кораллам, покроются толстым слоем морской соли. Далее Неви Пана придавал им архитектурную форму, подчеркивая в каждом предмете сближение органического и орнаментированного.
В 2014 году дизайнер размышлял над концепцией под названием Recristallized Hotel: она тоже основана на использовании соляных блоков и плитки в интерьере. Дело в том, что каждый год в одной из областей Мертвого моря на дно оседает около 20 миллионов тонн соли. Эта соль — остатки производства фабрики Dead Sea Works. В результате неподалеку от производства образовались буквально залежи, напластования соли, из которых уровень воды в районе производства стал подниматься. И под угрозой затопления или частичного разрушения в последнее время оказались почти все отели неподалеку.
Неви Пана предложил дизайнерский способ, помогающий утилизировать лишнюю соль. Это продуктивно, красиво и действительно помогает очистить морское дно. Блоки и плитки из соли, спрессованные с помощью солнечной энергии, можно использовать как мрамор для покрытия пола или как плитку для покрытия стен.
«Мне очень понравилась идея Маркуса Кайзера, который плавил песок с помощью солнечной энергии, и я перенес этот метод на морскую соль. Я точно знал, что энергия для плавки соли должна быть дешевой, поэтому солнце подходило лучше всего. Сейчас соляные блоки — что-то вроде мрамора для бедняков. Никто до меня эту технологию не использовал, поэтому я ее запатентовал. Мы ведем переговоры с несколькими компаниями о развитии строительства из соляных блоков».
Его выставка «Веганский дизайн: искусство упрощения» во время мебельной недели дизайна 2018 года произвела настоящий фурор. Недавно Музей дизайна Holon включил в свою экспозицию еще два предмета Неви Пана: они сделаны из органических материалов, земли и грибов— это в дополнение к уже имеющимся соляным табуретам.
Сейчас Неви Пана много ездит по миру с лекциями, пропагандируя идеи веганского дизайна, а также курирует выставки — недавно прошла выставка десяти дизайнеров, посвященная идеям веганства в промышленности. Сейчас он работает над докторской диссертацией в Университете Искусства и Дизайна в Линце (Австрия): его темой стала исследование базовых для дизайна материалов и новых возможностей материализации объектов.