Французский дом или квартиру сегодня трудно представить без ванной комнаты, но так было не всегда. Современная ванная — продукт технического прогресса и эволюции нравов.
Средние века
В Средние века во Франции, как и во всей Европе, ванных комнат не было. В то время вода имела дурную славу: полагали что она ослабляет плоть и дух, лишает человека силы. Уход за телом считался грехом, как и лицезрение себя обнаженным. Протереть тело надушенным полотенцем, сполоснуть руки и рот — вот и вся гигиена. Доктора убеждали, что если часто мыть лицо, это грозит потерей зрения, а омовение интимных зон — бесплодием. Впрочем, в городах существовали общественные парильни, похожие на римские термы. Они располагались на окраинах и посещали их редко, скорее в лечебных целях. Во Франции бань было больше, чем в других европейских странах, но к XVII веку их количество сократилось. Нелюбовью к водным процедурам отличались не только простолюдины, но и знать. Придворные дамы Версаля, несмотря на весь их лоск и роскошь, не мылись месяцами. Пудра и духи помогали маскировать запах немытого тела. Антисанитария царила и в быту: палитру «ароматов» Парижа того времени ярко описал Патрик Зюскинд в романе «Парфюмер».
Французский король Людовик ХIV принимал ванну всего два раза в жизни, водным процедурам предпочитая обтирания лосьоном из роз.
XVIII век
В XVIII веке, веке Просвещения, мало что изменилось. Дамы из привилегированных слоев общества имели в своем распоряжении туалетные комнаты, которые обычно примыкали к спальне. Там они одевались, наносили пудру и румяна, душились, причесывались. Но водой почти не пользовались. Туалетные комнаты были местом преображения, а не гигиены, так как мылись по-прежнему редко. Все изменил научно-технический прогресс, в том том числе открытия Луи Пастера. Химик и микробиолог, содатель научных основ вакцинации, Пастер установил, какую роль играет грязь в развитии болезней. Он предписывал гигиену, а значит, и использование воды для мытья, которое, наконец, становится регулярным. Примечательно, что согласно одному из опросов во Франции, проведенных в 1960-е годы, Пастер был назван первым в ряду фигур, сделавших больше всего для блага нации. Наполеон оказался третьим.
XX век
Душевые и ванные комнаты достигнут расцвета во Франции лишь в XX веке. С этих пор ванная комната постоянно развивается и модернизируется. Парижанки наконец-то подружились с водой и сделали ее союзницей своей красоты. Трудности, связанные с подводом и распределением воды, не позволяли строить водопроводы. Стационарных ванн пока нет, люди довольствуются тазиками, которые убирают сразу после использования. Женщины заботятся о своей внешности, но они также занимаются детьми: детские ванночки поселились рядом с ведрами и мочалками, став важными предметами в обновленных туалетных комнатах. Эти помещения все еще используют для того, чтобы одеваться и приводить себя в порядок.
С течением времени, благодаря внедрению водопровода, ванная комната оснащается системой кранов, в ней все чаще устанавливают ванну или душ. Подобные изменения во французском жилище внедряются все же гораздо медленнее, чем можно подумать.
В 1950 году всего шесть процентов жилья имели ванную! Предназначенное для ухода за телом помещение все еще не стало нормой. Как же поступали модницы в послевоенные годы, чтобы сохранять свежесть тела? Прибегали к немыслимым ухищрениям, совершая водные процедуры в кухне.
Наши дни
В наши дни ванная комната имеется в 90 процентах французских жилищ. Ежедневное мытье стало нормой. Все чаще жилье оборудуется двумя ванными: одной общей и второй — для родителей, которая, как правило, располагается рядом с их спальней. Апартаменты в османновских домах подвергаются реконструкции, при которой одна из главных задач архитекторов — увеличить количество санузлов. В современных виллах владельцы стараются закладывать отдельную ванную при каждой спальне. Актуальный вопрос: что предпочесть, ванну или душ? Считается, что ванна необходима в семье, где есть дети, а когда они вырастают, француженки начинают мечтать о роскошном массажном душе. Те, кто могут себе это позволить, выбирают и то и другое.
Ванная комната, ставшая местом гигиены и чистоты, продолжает эволюционировать. Ее площадь во французских жилищах остается ограниченной: около 3 кв. метров в городской квартире и 8 кв. метров в частном доме, однако наблюдается тенденция к росту. Меняется и ее назначение. То, что раньше было тщательно скрываемым техническим помещением, «санузлом», сегодня превратилось в средоточие комфорта. Уход за телом занял все пространство. Самые дорогие проекты предполагают концепцию спа-зоны. Здесь женщины принимают ванну или гидромассажный душ, наносят на тело ухаживающие масла и скрабы. Как и прежде, делают макияж и прическу. Женщины XXI века, наконец, обладают местом, где они окружены заботой, получают передышку от суеты и могут побыть наедине с собой.
Новая культура рассматривает ванную комнату как жилое пространство — среду обитания, продолжение спальни. Чувственная составляющая играет не последнюю роль. Красивые тактильные материалы, свечи, музыка — все создает приятную атмосферу.
Французский бренд Jacob Delafon идет в ногу с эволюцией ванных комнат. С 1889 года производит и совершенствует сантехнику и мебель для ванных, сохраняет традиции и следит за изменчивым спросом. Прислушивается к женщинам, предвосхищая их желания и прослеживая изменения в обществе. Компания фокусируется на создании как комплексных решений, так и отдельных позиций: ванн, раковин, смесителей, унитазов, сантехники для душа, мебели, панелей для отделки стен. Jacob Delafon — эксперт в сфере комфорта, возводит расслабляющую атмосферу в ранг искусства. В обществе, ориентированном на индивидуальность, важно уделять время себе — бренд предлагает ванны с гидромассажем, многофункциональные душевые колонны, широкие душевые лейки… Поиск индивидуального решения — главный тренд актуального интерьера. Потребителю предлагается создать свою ванную комнату под заказ, выбрав стилистику, материалы и цвета. Идеология велнеса, здорового образа жизни предписывает серьезно подходить к уходу за телом.