Гения кинетического искусства франко-венесуэльского мастера Карлоса Крус-Диеса (1923-2019) принято считать одним из главных визуальных мыслителей XX века. Вечный оптимист, новатор и первопроходец, он, как никто другой, умел дарить сложные визуальные впечатления.
Карлос Крус-Диес считал, что цвет развивается, меняется, когда мы с ним взаимодействуем. «Я не декоратор, я — творец пространства», — говорил 95-летний мастер.
Страстный художник Карлос Крус-Диес наслаждался красочной жизнью. Детство он провел в Каракасе, Венесуэла, в 17 лет поступил в Школу изящных искусств. Всегда первый ученик, он был в восторге от учебы, а для того, чтобы ее оплачивать, рисовал комиксы и иллюстрации для рекламных агентств и журналов. Он это делает столь успешно, что после окончания Школы, в 1946 году, стал креативным директором местного отделения рекламного агентства McCann-Erickson. В следующем году он полетел в Нью-Йорк учиться рекламе...
Однако Крус-Диес мечтает освободиться от образования, попробовать что-то другое и, как всякий амбициозный новатор, — изменить историю искусства. «Искусство всегда вдохновляло меня. Но в молодости, я думаю, это происходит со многими маргинализованными латиноамериканцами — мир искусства всегда оставался для нас таким далеким».
В 1955 году он отправляется в Европу. В Париже молодой талант с радостью обнаруживает, что его взгляды близки многим прогрессивным авторам. Вместе с группой единомышленников он создает движение, которое Вазарели позже назовет кинетическим искусством. «Мы отправились в Европу, чтобы искать информацию. Импрессионизм и другие движения настигли нас на 30 или 40 лет позже».
В Париже 60-х Крус-Диес продолжает зарабатывать на жизнь графическим дизайном. В 1961 он принимает участие в Bewogen Beweging, первой крупной выставке кинетического искусства в музее Stedelijk в Амстердаме. За этим последовала выставка Mouvement 2 в парижской Galerie Denise René, а затем в 1965 году — The Responsive Eye в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Американская выставка вызвала безумный ажиотаж, в средствах массовой информации широко обсуждалось головокружительное и перспективное влияние абстрактного искусства на человеческое зрение.
Вскоре Карлос Крус-Диес становится популярным художником, превращающим искусство из чего-то статичного в нечто, в чем люди могли бы участвовать. Изобретая инструменты, помогающие ему реализовать каждое произведение искусства, он опирался на теоретиков цвета, таких ученых, как Шеврёль, на литераторов, таких как Гете, художников, таких как Альберс, Вазарели и Веласкес.
«Живопись мне надоела. Поэтому я начал заниматься чем-то другим. Я пытался создать диалектические отношения между зрителем и работой. Когда вы находитесь перед Рембрандтом, вы видите, что создал Рембрандт. С видом искусства, которое я делаю, вы видите мое искусство мгновение. Оно постоянно меняется, потому что свет постоянно меняется».
Сначала он делает работы, наклеивая цветные полоски пластика к картону. В 1973 году он окончательно переключается на алюминий, и со временем его работы становятся все более масштабными — целые стены могут стать площадкой для испытаний взаимодействий света и цвета.
Крус-Диес осознает, что цвет никогда не был предметом какого-либо художественного дискурса, всегда игнорируемый как простое следствие формы. Он исследует цветовосприятие и постепенно развивает свой труд: о цвете в пространстве, лишенным формы.
Его холст отражает постоянно меняющуюся, эфемерную и подвижную природу цвета. В отличие от работ импрессионистов, которые демонстрировали меняющийся цвет света, он фиксирует цвет не в прошлом, а в настоящем.
Его интерактивные работы, плоды неустанных исследований и изобретений, словно сдвигаются и трансформируются в ответ на малейшее движение. Когда зритель перемещает взгляд, цвет растворяется и колеблется от одного хроматического диапазона к другому, генерируя виртуальные цвета.
Он использовал линии, потому что это самый эффективный инструмент, лишенный символики и оставляющий только цвет. Зритель, словно соединяется с его цветом, и благодаря ему находят поэзию в творчестве Карлоса Круса-Диеса.
Когда Крус-Диес ухаживал за своей женой Миртой, он сказал ей: «Нам не нужен обычный дом, наш дом всегда будет мастерской. В ней будем жить мы, наши дети и наши внуки.» Дети художника основали Cruz-Diez Art Foundation (организованный Музеем изящных искусств в Хьюстоне), а в городе Каракасе его именем назван музей: Museo de la Estampa y del Diseño Carlos Cruz-Diez.