Французский архитектор, дизайнер и декоратор Пьер Йованович (Pierre Yovanovitсh, 17.08.1965) украшает замки архиепископов, оформляет арт-галереи и делит время между Нью-Йорком, где недавно открыл филиал своей студии, Парижем, Брюсселем, Тель-Авивом и Лондоном. Под его именем изданы мебель и светильники.
Пьер Йованович получил архитектурное образование, но карьеру начал в модном доме Пьера Кардена, у которого проработал больше восьми лет: сначала в Брюсселе, а потом в Париже занимался разработкой мужских коллекций.
В 2001 году он открыл свое собственное архитектурное агентство Pierre Yovanovitch Architecture d’Interieur. Из мира моды в интерьеры Йованович перенес точность кроя (идеальная «посадка» всех его архитектурных деталей в проектах ошеломляет) и любовь к индивидуальному подходу.
Он сразу зарекомендовал себя как «посол французского стиля», «кутюрье в дизайне». Для него характерны стремление к элегантности и роскоши. Для каждого заказа он ищет уникальные решения: вещи, созданные в единичном экземпляре, встречаются в каждом из его интерьеров.
«Мне очень нравится роскошь, в которой нет напыщенности и претензии, ее главная стилистическая черта — это простота, если это слово вообще применимо к роскоши. Мне близко декоративное искусство, в котором ощущаются и черты классических стилей, и явственное влияние XX века. Меня изумляют работы американских дизайнеров 1940-60-х годов наравне с шедеврами скандинавского дизайна (а частности, работы Акселя Эйнара Йорта (Axel Einar Hjorth)».
Свет и отражения В проектах Йовановича, даже самых минималистичных, всегда присутствует элемент неожиданности. Всякий раз он блестяще обыгрывает свет: иногда главным декоративным элементом стен он делает световые панели, наполняющие пространство мерцанием. Он тонко работает с отражениями. Иногда это могут быть не зеркала, и полированные металлические поверхности — ровные и искривленные. В оформления потолка нередки созданные на заказ плафоны, закрывающие всю площадь, выглядящие как потолочная скульптура. Свет отражается в немногочисленных предметах и как бы расчерчивает пространство на геометрические объемы.
Сложная геометрия Геометрия, порой довольно сложная, еще одно ключевое понятие для стиля Йовановича. Ломаные линии диванов стали его визитной карточкой. Вместе с тем в первое десятилетие своей практики он отдавал предпочтение волнообразным рельефам: они встречались буквально повсюду. На потолке, в строении журнальных столиков, в волнообразных диванах. Со временем стиль стал гораздо более выраженным, и сюрреалистическую текучесть и округлость сменили углы.
Минималисткий шик С первых же работ его называют «мастер минималистских будуаров», подчеркивая ощущение приватности, интимности, которое для дизайнера очень значимо. Стиль Йовановича — это шик, прослоенный многочисленными культурными аллюзиями и цитатами. Он использует редкие породы дерева, полы из мраморного маркетри, скульптурные металлические двери. Орнамент Йованович предпочитает включать в проекты очень аккуратно и таким образом, чтобы он подчеркивал только определенные фрагменты пространства. «В использовании орнамента всегда есть глубокий смысл, невозможно его недооценивать, но важно вовремя остановиться», — признается дизайнер.
Брутальные поверхности «Для меня шик неотъемлемо связан с брутальной поверхностью. И я прошу своих ремесленников добиваться такой поверхности, чтобы она выглядела фактурно. Мы находим различные способы добиться результата: только в этом случае можно по-настоящему подчеркнуть красоту редкого дерева, которое мы используем. Каждый предмет — будь то диван, канапе или кресло, требует огромного количества часов работы, поскольку мы работаем в большинстве случаев с массивом.
Можно сказать, что я знаю всех лучших ремесленников Европы — я искал их всю свою карьеру, а это уже больше 18 лет. Мы вместе с ними стремимся к нами самими установленным высотам — это захватывающий процесс.»
«Мой метод — интуиция, усиленная воспоминаниями. Я довольно сентиментальный человек. И часто говорю о собственных переживаниях и эмоциях, но их не всегда удается выразить словами. Иногда проще это сделать с помощью различных материалов и сочетаний цветов. Самая стимулирующая сторона дизайна — в том, что у тебя всегда есть возможность перевести собственные абстрактные представления и концептуальные идеи в пространство реального. В моих интерьерах вы никогда не найдете приемов самокопирования. Общее во всех проектах — стремление к балансу частей, однако и тут есть небольшой секрет. Как и в моде, когда баланс уже найден, нужно нарочно его немного нарушить. Я всегда добавляю неожиданные детали, иначе любое соврешенство будет скучным, неживым».
Заметно, как с годами интерьеры дизайнера становятся ярче и провокативней. «Сейчас, когда мы в моим многолетним партнером Матье Кьюссаком (Matthieu Cussac) вышли на новый международный уровень, когда за плечами столько различных инсталляций и ярких проектов в замках, я бы хотел попробовать себя в жанре оперных декораций», — признается дизайнер.