Инго Маурер (Ingo Maurer, 12.05. 1932 — 21.10.2019) был занят исключительно светом. Последние сорок пять лет он был камертоном всех световиков, держа индустрию в тонусе.
Как никто другой, он обращался со светом креативно, провокативно и стильно. Лампочки-«груши», крылышки, бабочки, чайные ситечки, клетки с крысами, клочки бумаги со словами «Я тебя люблю» на разных языках, тюбики зубной пасты, фарфоровые головы Будды — Маурер обожал «несерьезные» образы, в то же время проектировал сложнейшие высокотехнологичные системы света.
Учил выбирать не светильник, а излучаемый им свет, больше всего ценил в качестве материала рисовую бумагу, хотя был не прочь поработать и с золотом. Все, что изобретал Инго Маурер и его команда, выпускалось на собственном производстве — Ingo Maurer GmbH. Компания сотрудничает и с первыми именами дизайна. Так в 2016 для бренда потрудился Рон Арад, создав стальной Spyre с лимитированным тиражом в 50 экземпляров.
Известно, что он не выносил красный цвет в одежде, боялся рассориться с женой, любил романы Габриэля Гарсии Маркеса и танцевал сальсу. У Маурера можно было спрашивать про послевоенную Германию и зарождение Силиконовой долины. Он родился в 1932 году на острове Райхенау, выучился на печатника, трудился в типографиях, после чего увлекся графическим дизайном и подался в Америку. Три года, с 1960-го по 1963-й, он провел в Нью-Йорке и Сан-Франциско, работая как дизайнер-график.
В 1966 году сделал легендарный Bulb — светильник в форме лампочки накаливания с лампочкой накаливания внутри. Это было так просто и оригинально, что модель тут же попала в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке. В 1985-м в Центре Жоржа Помпиду на выставке «Светильники, я думаю о вас» мастер показал инсталляцию YaYa Ho из проводов и галлогенок. В конце девяностых вдруг сблизился с фэшн-дизайнером Иссеи Мияки и даже оформил его дефиле.
Маурер ограничивал себя одной сферой деятельности, зато уж тут он звезда первой величины. Он не останавливался на дизайне светильников — преображал светом целые пространства, и никто не делал это артистичнее, чем он. Среди классических выступлений: атриум Galeries Lafayette (2004), Мюнхенская станция Westfriedhof (1998), Atomium (2006), Deutzer Bruecke (1997) в Кельне. Разумеется, его инсталляции — на каждом Миланском салоне; так, в апреле 2016-го Маурер раскрасил башню Веласка 1950-х, инсталляция называлась Glow, Velasca, Glow! А ранние работы дизайнера по ценам на аукционах сравнялись с антиквариатом.
На счету Маурера значительное число персональных выставок и престижных наград. В 2010-м ему была вручена премия Design Award Федеративной республики Германия, учрежденная Министерством экономики и технологии. В июле 2011-го — «Золотой циркуль» (Compasso d‘Oro) за вклад в дизайн; эта премия учреждена ADI (Итальянской ассоциацией индустриального дизайна). В ноябре 2015 года Маурер удостоился Культурной премии Баварии.
Свои модели Маурер никогда не смог бы назвать безликим сочетанием букв и цифр. У всех его работ поэтичные имена: «Птичье гнездо» (Bird Nest), «Слеза рыбака» (Lacrime del Pescatore). В Schitz up шизофрения трактована как драматичный порез в потолке-пузыре. Wandering Finger («Блуждающий палец») — на самом деле конструктивистская люстра, похожая скорее на перст указующий.
Оригинальнейший концепт Light Cone — освещение без светильника: просто воронки в потолке, через которые льется свет. Или Flying Flames — мерцающие свечки. И наконец, одно из недавних изобретений маэстро, Еuro Condom, — его критика стратегии европейского энергопотребления. Маурер придумал чехлы-презервативы, которые надевают на лампочку накаливания, чтобы она не обогревала пространство, а тратила энергию только на свечение. Golden Ribbon — роскошная «Золотая лента» — была придумана Инго Маурером в 1994-м для выставки в Тель-Авиве, затем появились и другие. Каждый из экземпляров неповторим, имеет свои размеры и рельеф.
Маурера по праву считают художником, достойным лучших музейных площадок. А индустрии он необходим как дизайнер, который способен быстро и эстетически легализовать новую технологию. То есть Маурер придумывает головокружительную инсталляцию, дарит идею, которая потом рассеивается в коммерческих светильниках очень многих компаний. Никто, например, столько не экспериментировал со светодиодами (LED). И никто больше, чем он, не был увлечен органическими светодиодами (OLED).