Благотворительный фонд Гетти (Getty Foundation), поддерживающий инициативы в сфере искусства, объявил о новой волне своей масштабной программы по сохранению наследия модернизма. Программа, запущенная в 2014 году, называется Keeping It Modern, с ее помощью уже удалось спасти более 60 зданий, ключевых в истории архитектуры XX века.
В рамках программы Keeping It Modern планируется отреставрировать 10 архитектурных шедевров модернизма в разных странах мира (Аргентина, Уганда, Испания, Литва, Болгария, Мозамбик, Франция): на их восстановление уже выделено 1,6 млн долларов.
Реставрация будет максимально бережной и учитывающей климатические особенности того региона, где находится здание. Архитектурное сообщество ждет, что многие постройки обретут второе рождение. Как, к примеру, знаменитая вилла E 1027 Эйлин Грей, чье содержание сейчас ведется за счет небольших пожертвований. Для защиты железобетонных конструкций виллы обещают разработать систему катодной защиты, предотвращающей коррозию арматуры.
Среди культовых построек из списка Getty Foundation — мемориал на горе Бузлуджа в Болгарии, Национальный музей Уганды Эрнста Мая, два здания Ээро Сааринена, знаменитый выставочный павильон Пьера Луиджи Нерви в Турине и другие выдающиеся постройки модернизма.
Подход к реставрации каждого здания будет вырабатываьтся в зависимости от состояния объекта, его назначения и, возможно, смены функции. Так, велика вероятность, что актовый зал Университета труда в испанском городе Честа обретет дополнительные возможности: решение будет принято после исследования состояния, а также возможности изменения юридического статуса постройки.
Планируется перепрофилировать и мемориал на горе Бузлуджа: сначала на основе архивных материалов и лазерного сканирования создадут его цифровую модель, и на основе полученных данных решат вопрос о его дальнейшем использовании.
Сложность предстоящей работы заключается в том, что все модернистские здания были экспериментальными. Это означает, что модные конструкции и сами новые материалы не были изучены полностью, тестов на прочность специалисты при постройке не проводили, а потому они не всегда выдерживали влияние среды, погоды и времени. И это усложняет задачу реставраторов, поскольку им нужно найти соответствующий современный и прочный аналог использованным материалам.