Бельгийский дизайнер Ксавье Люста (Xavier Lust, р. 27.08.1969) описывает свой метод как эмоциональное уравнение из четырех компонентов: функциональность, красота, технологии и культура.
Люст часто подчеркивает, что природа — его основной источник вдохновения (он также увлечен микро-молекулярной биологией). Дизайнер изобрел особый метод обработки металла и стекла, для которого характерны плавные линии и «нерукотворность».
«Я работаю всегда, везде, безостановочно, поскольку идеи могут приходить в любой момент, случайно, не по расписанию. Мой самый любимый момент в работе — из плоского листа металла начать складывать особую, выразительную форму».
Ему было 19 лет, когда он решил изучать интерьерный и промышленный дизайн. После окончания брюссельского Institut Saint-Luc в 1992 году он открыл свою студию. Эксперименты с металлом начал еще будучи студентом с поиска нового формального языка и метода производства. Ему удалось добиться тонкого синтеза, в котором поэтическое и техническое достигли совершенного баланса.
«Заниматься дизайном в 90-е годы означало только один способ: делать все самому. От производства до дистрибуции. У подавляющего числа дизайнеров, с кем я познакомился в то время, были мастерские. Они создавали все вещи собственными руками. И мой опыт повторял общепринятый в то время. Это была вполне естественная ситуация с дизайном, особенно в Бельгии.
Бельгия — не южная страна, но и не северная. Мы находимся на перекрестке — географическом, и культурном. Думаю, у нас есть то особенное «интернациональное» восприятие. Но сейчас я вполне могу сказать, что Италия стала моим вторым домом».
В 2000 году Ксавье начал проектировать для MDF Italia. Это сотрудничество стало ключевым в его карьере: для этой компании он создал вещи, отмеченные специальным призом Compasso d'Oro (стол La Grande). Однако одним из самых революционных объектов для этой компании стал стул Lust Chair.
«Стул для MDF Italia, который по аналогии со стулом Пантона назвали Lust Chair — это небольшая техническая революция, поскольку он сделан из нового материала под названием Dulver. Это материал, по свойствам напоминающий кориан, то есть относящийся к категории искусственного камня, но только в два раза легче. И мы впервые применили его для создания стульев. Стул весит около 6 кг, и это очень важно, поскольку его необходимо передвигать и делать это с легкостью».
В списке фабрик, для которых он проектирует — Driade, De Padova, Fiam, Extremis, Nodus. Его лимитированные серии представляют лучшие галереи: Carpenters Wor
«Арт-дизайн, возможно, является противоположностью достижениям итальянцев в дизайне. Итальянские фабрики достигли небывалых успехов в пропаганде массового промышленного дизайна — и в этом им нет равных. Мне, возможно, сейчас более близок парижский путь: он основан на редкости вещи, ее уникальности.
Вещи создаются лимитированными сериями и предназначены в первую очередь для коллекционеров. В случае с арт-дизайном у вас появляется та самая необходимая свобода, которую сложно представить в других направлениях дизайна. Меняется и экономика вещи: она становится ближе к искусству и уникатам. Очень важно иметь сеть галерей, которые будут заниматься дистрибуцией».
Сейчас бюро Studio Xavier Lust занимается проектами сразу по четырем направлениям: выпуск мебели и аксессуаров в сфере промышленного дизайна, лимитированные серии и объекты для арт-галерей, интерьерный дизайн и архитектура, а также проекты для общественных пространств и уличная мебель.
Люст также является одним из немногих, кто активно влияет на изменение городского ландшафта. В 2011 году он выиграл конкурс на создание автобусных остановок Брюсселя: сейчас более 2000 его остановок стоят по всему городу. Дизайнер подчеркивает, что это совершенно иной тип сотрудничества, поскольку проект проходит множество этапов по согласованию. «Брюссель теперь по-настоящему «мой» город», шутит Люст.
«Для меня самое интересное — прийти к сути вещи, а также с предельным вниманием и уважением относиться ко всем конструкциям, созданным природой. И, самое главное для меня, и правильное определение дизайна — создать структуру, в которой использовано наименьшее количество «соревнующихся», противоречивых материалов. Мне кажется, что этот эффектный принцип, найденный в природе, в конце концов и есть суть дизайна».