Франко Альбини: гений поэтического рационализма
«Наша работа распространяет идеи гораздо быстрее, чем это сделаем мы сами», — утверждал Франко Альбини (Franco Albini, 17.10.1905 — 01.11.1977), архитектор и дизайнер, ярчайший представитель итальянского рационализма. Для его стиля характерны соединение рационального и фантазийного — когда поэтическое становится нужным и крайне полезным.
статья по теме: Cassina: интернациональный дизайн и made in Italy
Родился Альбини в Лекко. Когда ему было 10 лет, семья переехала в Милан. Он поступает в миланский Политех, который заканчивает с отличием в 1929 году. Стажироваться Альбини отправляется к Джо Понти и Эмилио Ланча: с великими мэтрами он проработал три года.
Альбини мгновенно учился всему, в том числе умению налаживать международные контакты. Он сопровождал Понти, когда в 1929 году тот курировал итальянский павильон международной выставки в Барселоне (там же Альбини удалось посмотреть на немецкий павильон Миса ван дер Роэ), а позже оказался по работе в Париже, где посетил мастерскую Ле Корбюзье. По возвращении, очарованный новыми идеями, молодой Альбини энергично принимается писать свои манифесты новой архитектуры.
В 1931 году Альбини открывает собственную студию (ему помогают архитекторы Ренато Камус и Джанкарло Паланти. В первые годы работы больше всего команду интересовали вопросы жилищного строительства. Альбини стремился укрепить принципы современного городского планирования. Его девизом в архитектуре стали «честность и этика». Комплексы Fabio Filzi (1936-38), Gabriele D’Annunzio (1938-40), Ettore Ponti (1939), Milano Verde и знаменитая Villa Pestarini (1938) стали главными работами того периода.
Вместе с тем Альбини много занимался выставочными и музейными проектами: выстраивал такие экспозиции, которые были понятны и впечатляли. «Не существует такого понятия как «уродливая вещь». Просто предмет нужно хорошо подать.
Тот способ, который вы изобретаете для демонстрации вещи, должен в первую очередь привлечь посетителя. Чтобы зритель заинтересовался, но и не был перегружен информацией. Архитектура в то же время должна стать проводником между людьми и тем, что демонстрируется. Она должна пробуждать чувства зрителя».
Одной из первых его заметных работ стала конструкция House with a steel frame для V Миланской Триеннале в 1933 году. Для следующей Триеннале 1936 года он создает архетип современного выставочного пространства: инсталляцию Room for a man и экспозицию античного итальянского ювелирного искусства.
В 1945 году он возглавил Movement of Studies for Architecture и стал директором Costruzioni Casabella. Альбини сыграл одну из ключевых ролей в становлении Casabella, итальянского журнала о дизайне и архитектуре. Вместе с редакторами журнала он писал многочисленные статьи о теории архитектуры и дизайна.
Главными городами, где сосредоточены его работы, стали Милан и Генуя. Он занимался и созданием жилых кварталов для рабочих, и реставрацией палаццо, строительством стадионов и общественных зданий.
Один из самых знаменитых учеников Альбини — архитектор Ренцо Пьяно — вспоминает своего гениального учителя. «Опыт общения с Альбини – это школа терпения. Он совсем не любил говорить. Однако его поступки были гораздо красноречивей: это был для студентов и профессиональный опыт, и поведенческий.
Он учил: «Студенты должны выказывать настоящие способности и непоколебимость в освоении дизайнерского умения. Делать это с чувством ответственности и понимания, что своим выбором они принесут пользу обществу. Они должны твердо верить, что дизайн для них — единственный путь реализовать себя, только в этом случае все получится».
Альбини был строгим и непреклонным учителем — таким же, как и вещи, выходившие из его мастерских. Он всю жизнь искал самых упрямых и настойчивых ремесленников, готовых переделывать детали по нескольку раз, до тех пор пока они не устраивали его. Ему удалось совместить ручное производство с серийным.
Начиная с 50-х годов он активно сотрудничал с ведущими компаниями своего времени — Cassina, Arflex, Poggi и другими, что существенно продвинуло итальянскую мебельную промышленность на пути к современному стилю. Его дизайн обладал четкостью и ясностью всех составляющих элементов.
«Вещи становятся гораздо значимей и насыщеннее, когда они приобретают определенную строгость. Не упрощение — а именно суровость и жесткость. «Просто» — очень сложная вещь».
«Традиция не живет сама по себе в работах, вещах или действиях людей. Традиция становится таковой, когда людям, живущим в настоящем, известно о ней. Когда они узнают ее в собственных работах и поступках».
С одним из своих главных соратников, дизайнером и архитектором Франкой Хельг, Альбини работал над ключевыми объектами — первой линией миланского метрополитена, стулом Luisa, креслом Tre Pezzi и многими другими проектами. Их плодотворное сотрудничество продолжалось более тридцати лет и принесло им всемирное признание и несколько премий Compasso D'Oro.
Список титулов и наград Альбини впечатляет. Он был членом различных ассоциаций INU, CIAM, Accademia Ligustica di Genova, MOMA в Нью-Йорке, ADI, Accademico di S, Fondazione Pagano и лондонского Королевского общества покровительства искусствам. Среди наград — Compasso d’Oro (1955, 1958, 1964 – последняя за линию миланского метро), премия Оливетти, звание «Королевский проектировщик», присвоенное лондонским Королевским обществом покровительства искусствам (1971).