Сэр Дэвид Аджайе (David Adjaye, р. 22.09.1966), один из выдающихся архитекторов современности, дизайнер и нынешний член жюри международной премии Lexus Design Award, рассказывает журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН о проблемах городов, исторической памяти и социальной ответственности архитектора
По теме: Дэвид Аджайе построил арт-центр в Техасе
Сейчас много говорят о социальной роли архитектора. Думаю, что архитекторы больше всех остальных несут ответственность за то, что происходит со средой вокруг нас. Такой кредит доверия к нашей профессии со стороны общества можно воспринимать как подарок.
Архитекторы задают моду во всем, что касается использования материалов, развития технологий. Архитектор сейчас — своего роде «публичный технический человек», который должен обладать не только огромным количеством знаний и умений, но также и способностью научить остальных тому, что он знает. Он в числе прочего должен научить, как быть гражданином и тому, что мы должны изменить сами в нашем обществе, и какие трудности нам придется преодолеть на пути к этому.
Мы должны образовывать бизнесменов, девелоперов, политиков, производителей — в этом и состоит наша социальная роль. Девелоперы обычно не слишком заинтересованы в развитии городского пространства; их задачи куда прозаичней. И, разумеется, на нас как на создателях городов лежит огромная ответственность — в том числе по сохранению архитектурного наследия. Архитектор именно тот человек, который может сказать, что в городе происходит правильным образом, а что — нет. Политики иногда предлагают решения, которые им кажутся эффективными, но часто этот эффект краткосрочный, и потом мы сталкиваемся с еще более серьезными проблемами. Чтобы подступиться к проблемам города, нужно начинать с вопросов, требующих длительного времени для их разрешения.
К сожалению, можно сказать, что бизнес – одна из главных составляющих современной архитектуры. Но даже в этих условиях мы должны настаивать на лучших для города решениях.
Я работаю в разных странах. И опыт работы иногда разительно отличается. В стране может быть отлично развита дизайн-индустрия, и при этом страдать отрасль, связанная с архитектурными конструкциями. Или прекрасно развито сотрудничество с ремесленниками, но все, что касается поставок и отправки заказов оставляет желать лучшего.
В последнее время моя работа сконцентрирована вокруг культурных проектов; в большинстве это музеи. Музей — это место, где объединяются поколения, где сильна историческая память. Там силен тот градус работы с историей, который для меня является очень важным. Это то, что позволяет нам развивать нашу цивилизацию, в которой города до сих пор играют главную роль.
Музей вдохновляет, он дает нам возможность посмотреть назад и вернуть этот восторг в виде той или иной общественной деятельности городу. Я бы сказал, что в этом напряжении и обмене и есть основная функция современного города. Как вдохновить и как убедить жителей, что то место, где они сейчас находятся, по-настоящему отвечает их запросам. Что оно обладает магией.
Мой опыт в области промышленного дизайна — это скорее мой игровой интерес. Да, я могу проектировать вещи, но это не означает, что я хочу переквалифицироваться в мебельного дизайнера. В каждом случае меня просто интересует конкретная форма, и что я могу с ней сделать как архитектор. Это просто завершение моих идей и представлений о красоте – о том, насколько красив может быть стул. Или любая другая вещь. Или какой гуманистический посыл она несет в мир.
По теме: Lexus Design Award 2019: российский проект — cреди 6 финалистов
В этом смысле дизайнерам понять их собственные устремления помогают дизайнерские конкурсы. Сейчас один из самых открытых международному сообществу конкурсов — это Lexus Design Award; он делает акцент на гуманистических проектах, которые в будущем обещают человечеству новое качество жизни».
В настоящий момент идет прием заявок на новый этап конкурса Lexus Design Award. Заявки принимаются до 31.10 на сайте https://lexusdesignawardrussia.ru/