В 2019 году проект Glasstress — самый значительный проект в области арт-стекла — празднует 10-летний юбилей. К этому событию Fondazione Berengo подготовили ретроспективу лучших работ Glasstress. Среди участников проекта — Ай Вейвей, Жоана Васконселуш, Вик Мюнис, Жауме Пленса, Лор Пруво, Роберт Уилсон, Сара Зе, Тони Крэгг и другие звезды арт-сцены.
ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН встретился в муранских мастерских с владельцем стеклодувной фабрики Berengo и основателем Glasstress Адриано Беренго. «Я создавал Berengo Studio в 1989 году с оглядкой на эксперименты Пегги Гуггенхайм в 60-х годах. Она тесно сотрудничала со знаменитой экспериментаторской арт-мастерской Эджидио Костантини, созданной в 50-е и ориентированной на сотрудничество с именитыми художниками. Пегги Гуггенхайм стала главным покупателем и промоутером работ этого арт-кластера, она устраивала их выставки и не дала мастерской разориться.
Тогда с мастерской Сonstantini работали Этторе Соттсасс, Пьер Карден, Риккардо Ликата, Тапио Вирккала, Ханс Арп, Пикассо и Шагал тоже создавали эскизы для стеклянных скульптур. И тогда я решил, что нужно приглашать художников, совершенно не связанных со стеклом, чтобы дать им возможность ощутить магию работы в муранских стеклодувных цехах и уникальность самого материала — пластичного, тягучего, прозрачного.
Мне хотелось, чтобы проект Glasstress стал тем, что переопределит восприятие cтекла и его возможностей. Glasstress всегда был нацелен на создание диалога художников с производственной эрудицией и сноровкой мастеров. И могу сказать, что за годы существования мы радикально продвинулись вперед.
Теперь мы являемся самой модернизированной в Европе (если не в мире) лабораторией по отливке стекла. Различные институции, музеи и галереи современного искусства все чаще обращаются к коллекционированию работ из стекла — и мы оказались главным проводником в этом диалоге.
Для меня одна из самых знаковых работ за 10 лет проекта — это инсталляция Carroña («падаль», «мертвечина»), созданная Хавьером Пересом в 2011 году. Она обозначила совершенно новое отношение к арт-стеклу и была приобретена нью-йоркским музеем Corning. Это типичная муранская люстра в стиле «реццонико», буквально сброшенная с потолка и разбитая — на ней установлены чучела воронов, которые символически ее клюют. Когда мы впервые разбивали эту люстру (существует несколько экземпляров этой работы — одна в музее Berengo) и это увидел мастер, делавший ее, его чуть не хватил удар.
Я уверен, что художники должны применять стекло таким образом, как оно само подразумевает быть использованным. Они должны принять и понять его природу. Почти все знаменитости, с которыми мы только начинаем работать, приходят с четкой концепцией, которую не намерены менять. Но когда они сталкиваются с реальным материалом, то понимают, что идею зачастую невозможно реализовать ее в первоначальном виде. Или стекло слишком хрупкое, или невозможно достигнуть такого размера, цвета или степени детализации. В этот момент появляется уважение к материалу. И начинается настоящая работа.
К примеру, француженка Лор Пруво уже работала с нами несколько лет до своего нынешнего триумфа на Венецианской биеннале. Муранское стекло захватило ее настолько, что в этом году ее инсталляция в павильоне Франции почти наполовину состояла из объектов, сделанных в наших мастерских — и она оказалась одной из лучших.
Большую часть работ мы делаем в наших муранских мастерских. Но проект расширяется, и мы уже арендовали большой цех на континенте, в районе порта Маргера. Там будет установлена новая печь стоимостью 300 тысяч евро, которая сможет вмещать в себя монументальные скульптуры и объекты размером до двух метров. Идею подал Ай Вейвей — он планирует совместно с нами создать собственное стеклянное изваяние, но на данный момент ни одна печь нашего производства не соответствует этой идее. Разумеется, другие художники тоже получат новые возможности с этим уникальным оборудованием, мы полны желания экспериментировать.
Мне бы хотелось верить, что мой личный страстный вклад и проект Glasstress окажется тем явлением, которое максимально интегрирует стекло в мир искусства, а искусство — в мир стекла. Так мы спасем это уникальное ремесло муранских мастеров».
• Выставка Glasstress проходит до 24 ноября в Berengo Exhibition Space, Fondazione Berengo, Campiello Della Pescheria, Мурано