Британский дизайн-критик Элис Росторн стала приглашенным куратором Миланского фестиваля фильмов о дизайне (Milan Design Film Festival 2019). Пять фильмов из программы фестиваля – безусловные визуальные шедевры: в каких-то виртуозно выстроены декорации, некоторые повествуют о самом дизайне, некоторые больше говорят об архитектуре и пространстве.
По теме: 5 фильмов Milan Design Film Festival 2019
В прошлом году в Мариенбаде/L'année dernière à Marienbad, 1961. Реж. Ален Рене
Киношедевр по сценарию Алена Роб-Грийе заслуживает неоднократного просмотра. Это вневременное кино — и по визуальному языку, и по сюжету. Кино о том, как опираясь на несуществующие воспоминания, можно воссоздать то, чего никогда не было. Многослойная метафористичность опирается на изысканный визуальный ряд. Фильм – один сплошной стилизованный архитектурный план, в котором персонажи — скорее скульптурные элементы, а не личности с собственными мыслями и желаниями. Главную роль здесь играет место, где разворачивается действие. Режиссер Ренье и продюсер Жак Солнье выбрали лучшие дворцы Мюнхена и его окрестностей: Нимфенбург, Шляйсхайм и Амалиенбург. Костюмы создавала Коко Шанель. Белые и черные перья, украшающие пеньюары, массивная бижутерия, летящие силуэты: это настоящая энциклопедия модных костюмов.
Бесчеловечная /L'Inhumaine, 1924. Реж. Марсель Л'Эрбье
Фильм задумывался как «сборник современного искусства» своего времени. Над декорациями и звуковым оформлением работали лучшие креативные силы 1920-х годов. Сюжет — фантастическое возвращение к жизни красавицы Клэр. Художник Фернан Леже создал лабораторию, где происходит оживление героини, архитектор Робер Малле-Стивенс — декорации домов. Интерьеры придумали Альберто Кавальканти и Клод Отан-Лара. Первый работал над зимним садом и склепом, второй — над столовой, где обеденный стол помещался прямо посреди бассейна. Костюмы создал Поль Пуаре, мебель — Пьер Шаро и Мишель Дюфе, ювелирные украшения — Раймон Темплие. В фильме можно разглядеть предметы Рене Лалика и Жана Пьюифорка. Одна из самых знаменитых сцен разворачивается 4 октября 1923 года в Театре Елисейских полей. Среди гостей, которых можно увидеть Пабло Пикассо, Эрика Сати, Леона Блюма, Джеймса Джойса, Ман Рэя...
Красная пустыня /Il Deserto Rosso, 1964. Реж. Микеланджело Антониони
Главные роли исполняют Ричард Харрис и Моника Витти. Тематика «классики» итальянского неореализма весьма современна. Антониони изображает индустриализацию как неодолимую беспощадную силу, под воздействием которой сосновые леса Равенны уступают место фабрикам и нефтеперерабатывающим заводам. Режиссер проводит параллель между убитыми токсичностью территориями и впавшими в отчаяние людьми. Он также показывает, каким образом среда загрязняется звуками всего механического: в одной сцене диалог невозможно услышать из-за фабричного шума. «Красная пустыня» четко выявила ужасы загрязнения природы — Антониони еще в начале 60-х предвидел проблему воздействия человека на окружающую среду и понимал, что экологическая ситуация станет определяющей главнйо проблемой будущего.
Город Чандигарх /Une Ville à Chandigarh, 1966. Реж. Ален Таннер
Один из лучших документальных фильмов, снятых о дизайне и архитектуре — «Город Чандигарх» швейцарца Алена Таннера. За повествовательную часть отвечал британский искусствовед Джон Бергер. Вместе у них получился увлекательный и правдивый рассказ о строительстве современного города. Проект «Чандигарх» был разработан командой международных архитекторов во главе с Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере. Камера беспристрастно фиксирует тяжелый труд тысяч строителей — с помощью простейших инструментов в условиях жары и проливных дождей. Акцент сделан на невероятных человеческих усилиях и ярких портретах. Планировалось, что новый город разместит полмиллиона человек на границе Индии и Пакистана. Парадоксальным образом те, кто возводили этот гимн модернизма, не смогли позволить себе в нем жить из-за рыночной дороговизны построенных ими домов.
Человек с киноаппаратом, 1929. Реж. Дзига Вертов
В подборку Элис Росторн вошел шедевр советской кинодокументалистики — «Человек с кинокамерой» Дзиги Вертова, немая картина 1929 года, над которой Дзига работала вместе женой Елизаветой Свиловой. Кино о создании советскими гражданами справедливого и прогрессивного образа жизни, основанного на механизации. «Человека с кинокамерой» часто называют главным фильмом, повлиявшим на визуальный язык кинематографа XX века – и не в последнюю очередь за его дизайнерские решения кадра и кинематографическое «хулиганство». Здесь есть элементы всех радикальныхтехник: многократные экспозиции, замедленное движение, растворение и стоп-кадры, экстремальные крупные планы и ускоренные или перевернутые кадры, для которых часто приходилось разрабатывать новые типы оборудования.