Во время ярмарки современного искусства FIAC (17 — 20 октября) Париж становится единой арт-площадкой: галереи подготовили особые премьеры, выставочные пространства проводят мероприятия, музеи радуют арт-дилеров показами самых дорогих художников.
Этот FIAC отличает большое количество уличных проектов: формат паблик-арт становится все более популярным. Современную скульптуру можно увидеть во всем разнообразии в саду Тюильри и на площади Согласия — 28 крупноформатных работ бесплатно и для всеобщего удовольствия выставлены, чтобы отпраздновать арт-неделю. 25 известных художников демонстрируют здесь свои произведения публике, прохожим и любителям искусства: эти скульптуры особым образом подчеркивают архитектуру города.
Cамым экстравагантным экспонатом должна была стать All About the Biggest Love for the People (2019) — конопатая надувная тыква Яёи Кусамы на Вандомской площади (до 21 октября). Реализация проекта стала возможной благодаря усилиям сразу нескольких дилеров — Victoria Miro, Ota Fine Arts и David Zwirner. Однако ей и зрителям неповезло: из-за плохой погоды и дождей шедевр быстро убрали.
Напротив Grand Palais (Большого Дворца), основной площадки арт-ярмарки FIAC, у и в саду Petit Palais (Малого Дворца) выставлены около 40 работ. Главным блюдом туристического меню стал, конечно, Tulip Bouquet — букет Джеффа Кунса высотой 12 метров — объект для глобальных соцсетей и локальных дискуссий. Большое и зрелищное искусство буквально захлестнуло меланхоличный осенний Париж.
Фрэнсис Бэкон, Центр Помпиду
Выставкой Bacon: Books and Painting («Фрэнсис Бэкон: книги и живопись») Центр Помпиду продолжает исследовать больших века. Ранее в программе были Марсель Дюшан, Рене Магритт и Анри Матисс. В этом сезоне куратор Дидье Оттингер разбирает книжные коды в живописи британского экспрессиониста: 12 триптихов, портреты и автопортреты иллюстрируют его литературные вкусы — от трагедий Эсхила до «базового материализма» Жоржа Батая. • До 20 января 2020 года
Джузеппе Пеноне, Дворец Йена
Джузеппе Пеноне создал монументальную работу Matrice di Linfa (Матрица жизненной силы). Итальянский художник и ведущий представитель arte povera (бедного искусства) использует благородные материалы, такие как дерево, мрамор или даже простую воду, для своих символических работ. Пеноне представлен в зале с колоннами высотой более 7 метров. В сотрудничестве с Galerie Marian Goodman, художник решил показать свою монументальную работу длиной 43 метра в сопровождении двух новых скульптур, специально созданных для этого места. • С 15 по 27 октября
Номинанты премии Марселя Дюшана, Центр Помпиду
Номинанты премии имени Марселя Дюшана в 2019 году четко разделились между концептуалистами и реалистами: режиссер Эрик Бодлер (лауреат премии 2019 года) и Катинка Бок относятся к первой категории, а Маргарита Юмо (большие белые скульптуры доисторических животных) и дуэт живописи Иды Турсик и Уилфрида Милле — ко второй. Похоже, что Турсик и Милле с их масштабными легкомысленными и фотореалистичными ню являются фаворитами. • С 9 октября 2019 по 6 января 2020
Раймонд Петтибонд, галерея David Zwirner
В этом году еще одна крупная галерея открывает свой парижский филиал. Знаменитая американская антреприза David Zwirner обзавелась прекрасным пространством в квартале Марэ. Первой устраивают выставку Раймона Петтибона, который сотрудничает с Цвирнером с середины 1990-х. Родившийся в Аризоне художник привез в Париж серию своих карикатур на американскую массовую культуру: высмеиваются богемные привычки ньюйоркцев и история европейского искусства. К примеру, Пикассо изображен в виде стручка зеленого горошка. • С 16 октября по 23 ноября
Futur, Ancien, Fugitif, Пале Токио
Недавно у Palais de Tokyo сменился директор — ею стала Эмма Лавин. Задуманный как обзор национальной арт-сцены, ее первый кураторский проект Futur, ancien, fugitif ставит целью вывести на первый план региональных художников, а также недостаточно представленных в арт-пространстве техник и стилей. Среди достопримечательностей: большие наивные картины Карлотты Бейли-Борг, инсталляции в стиле метеоритов из жидкой резины Агаты Ингарден и скульптуры-горгульи Нильса Аликс-Табелана. • С 16 октября 2019 по 5 января 2020
Мона Хатум, Galerie Chantal Crousel
Политическое шоу Моны Хатум оказывается неким драматическим контрапунктом к общему приподнятому и праздничному настроению FIAC. Лондонский скульптор, родившийся в Бейруте у палестинских родителей, рассказывает о бесконечных ближневосточных войнах. Это серия сферических объектов, напоминающих противотанковых ежей: они сделан из железных прутьев, бетона, песка и человеческих волос. Тематика выставки оказалась политически острой: за несколько дней до ее открытия турецкая армия вновь вторглась в Сирию. • С 12 октября по 23 ноября
Катинка Бок, Lafayette Anticipations
Все три этажа Фонда Лафайет отданы в этом году искусству немецкой художницы Катинки Бок. В залах и между этажами расположились е брутальные, массивные и жесткие объекты. В них ощущается сильное влияние art povera: это абстрактные, мощные и умные работы. • С 9 октября 2019 года по 5 января 2020 года
Палома Праудфут, галерея Sans titre
Куратор Мари Мадек, известная организацией передвижных выставок под названием Sans titre, открыла в Париже свою постоянную галерею. Обычно Мадек любит смешивать исторические и современные произведения искусства, ее выставки яркие и амбициозные. Первым шоу ее галереи стала персональная выставка британской художницы Паломы Праудфут, работающей с керамикой. Игривые и странные объекты (часто с измененными пропорциями) заполнили все залы галереи. В новых «цветочных» композициях узнаются ее любимые темы: эротика и рептилии. • С 27 сентября по 9 ноября 2019
Felicità, Школа изящных искусств
Ежегодная выставка выпускных классов лучшей французской художественной школы — хороший способ узнать о будущем современного искусства. Среди 23 молодых художников: крупномасштабная каллиграфия Камиля Бузуба-Гривела, сложные оптические концептуальные картины Анны Зории и эксцентричные эротические Мег Боури. • С 11 октября по 10 ноября
Der Ring, Artemis Fontana
Художник и шеф-повар Полин Бьюмонт в пространстве Artemis Fontana устраивает групповую выставку: в экспозиции объекты, находящиеся на грани между изобразительным и ювелирным искусством. Бьюмонт нравится работать с художниками, разделяющими ее острое чувство юмора: среди них Полин Курнье-Жарден, чье ожерелье из окурков, окрашенных помадой, по мнению куратора является настоящим шедевром. • С 12 октября до конца ноября