Нери Оксман и Mediated Matter Group из Массачусетского технологического института — авторы сенсационного проекта Aguahoja. «Агуахойя» («водный слой» по-испански) стал кульминацией шести лет интенсивных исследований в области материаловедения и робототехники.
По теме: Триеннале дизайна: как и какой дизайн спасет природу
Объект Aguahoja I напечатан роботами на 3D-принтере и создан из биокомпозита на основе целлюлозы, хитозана и пектина. Он уже приобретен в постоянную коллекцию SFMOMA (Музей современного искусства Сан-Франциско), а вторая версия — Aguahoja II, стала экспонатом Триеннале дизайна в нью-йоркском музее Cooper Hewitt (до января 2020). Aguahoja I и Aguahoja II показывают возможности альтернативных, пригодных для переработки строительных материалов.
Менее 10 процентов из миллиардов тонн когда-либо произведенного пластика было переработано, и большая его часть попала в океаны Земли, где пластик разрушает экосистемы и выделяет токсичные химические вещества. В ответ исследователи во главе с Нери Оксман, которая фокусируется на «вдохновленном природой дизайне и вдохновленной дизайном природе», разработали новые материалы — они, если говорить в библейских терминах, переходят «от воды к воде».
Эти вещества включают структуру, состоящую из биокомпозитных кож, полученных из целлюлозы, хитозана и пектина, некоторых из самых распространенных биополимеров на земле. Их можно получать, перерабатывая многие органические «исходники» — от ветвей деревьев до экзоскелетов насекомых, от обычных фруктов до костей человека.
Панели, содержащие верхний слой из хитозана и целлюлозы с нижним слоем из яблочного пектина и хитозана, были напечатаны на 3D-принтере в различных композициях, чтобы менять жесткость и прочность, цвет, прозрачность, демонстрировать реакцию на тепло и влажность. Это означает, по мнению лаборатории, что материалы являются функционально «программируемыми». Они на 100% пригодны для повторного использования и являются полной противоположностью пластику.
Это «цифровое производство на водной основе предназначено для создания ситуации, в которой форма, функции и производство более тесно связаны, работая таким образом, чтобы имитировать, как мир природы проектирует себя. В результате получается непрерывная конструкция, смоделированная подобно коже человека — с областями, которые служат структурой, окном и фильтром для окружающей среды», — говорится в пресс-релизе.
Новые биокомпозиты могут растворяться в воде, возвращая природные материалы в окружающую среду с относительно небольшим вредом или разрушениями, так же как и любая органика в естественной экосистеме, которая разлагается и возвращается для повторного использования жизнь.
«Aguahoja повторяет интеллект природы в том, как мы проектируем и изготавливаем — это «выращенный» продукт, — говорится в пресс-релизе. В жизни эти материалы модулируют свои свойства в ответ на тепло и влажность; после смерти они распадаются в воде, чтобы питать новую жизнь... Произведенная из органического вещества, напечатанная роботом и сформированная водой, Aguahoja указывает на будущее, в котором органическое и искусственое объединятся».
Идея заключается в том, что подобный уровень экологического программирования может в будущем позволить создавать структуры, которые изменяют свои свойства вместе со временем года: даже небольшие изменения в молекулярном составе биокомпозитов могут оказать существенное влияние на их конструкцию или их распад.