Eutopia дизайнера Франциско Гомеса Паза — это по-настоящему «революционный» стул. Технология его производства настолько инновационна, что кажется почти утопическим проектом. Сейчас возможно производить около 50 стульев Eutopia в месяц. Они будут представлены весной 2020 года в Spazio Rossana Orlandi.
Стул Паза сделан без использования шурупов, клея или гвоздей. Он настолько легкий, что его можно поднять тремя воздушными шарами (он весит 1800 г, всего на 100 г больше, чем «самый легкий» стул Джо Понти Superleggera).
Eutopia — результат тщательно продуманного проекта. Он изготавливается с использованием лазерной резки, станков с ЧПУ и 3D-печати. Основание состоит из 12 деревянных планок толщиной 6 мм. Ножки сделаны из многослойной фанеры и имеют крестообразные соединения с сиденьем. В результате получается крепкий и легкий объект. Изготовленный из цельного дерева, он состоит всего из 10 деталей (в это число входят подлокотники, спинка и основание на ножках).
Стул выполнен из дерева «павловния» (Paulównia, допустимо произношение «павлония»), иногда называемом также «Адамово дерево». Часто павловнию называют «деревянным алюминием»: дерево растет даже на загрязненных почвах и его древесина на 30% легче, чем у других пород. Это ультра-прочный и устойчивый материал.
Франциско Гомес Паз разрабатывал этот проект на своей родине, в Аргентине. Для этого на три года он покинул большую индустрию и стал работать в том стиле, как работали дизайнеры 50-х годов прошлого столетия: неторопливо в своей мастерской он искал идеальное соединение деталей. «Я рассматриваю дизайн как некую свободную творческую ситуацию. Нужно найти способ трансформировать современный стиль с помощью технологий в новые выразительные ценности. Сейчас промышленный дизайн находится в процессе активных изменений.
Когда я переехал обратно в Аргентину четыре года назад, то стал постепенно закупать станки и оборудование для производства мебели: ведь там, где я живу, нет ни одной заводской площадки, где можно было бы производить мебель. Но сегодня, благодаря новым технологиям, можно вполне представить себе систему, которая будет производить вещи без необходимости возводить заводы. Это было невозможно представить даже десять лет назад. Я внимательно изучил границы между ремеслом и промышленностью. Сложность проекта Eutopia заключалась для меня в том, чтобы совместить язык технологии с ощущением деревянного предмета ручной работы.
Когда я обзавелся станками с ЧПУ и машинами для 3D-печати (некоторые агрегаты мне пришлось изобретать самому), я начал процесс экспериментов. Мне кажется, что за «цифровым ремеслом» будущее. Можно быть полностью погруженным в большую индустрию в Милане, общаться с большими компаниями, готовыми инвестировать в исследования, — и при этом на другом конце света, в Аргентине, на фоне природы спокойно заниматься дизайном. Для того, чтобы экспериментировать по-настоящему, нужно время, пространство и свобода.
Павловния — одно из самых быстрорастущих деревьев на земле, ему хватает пять-шесть лет. Древесина его скорее белая, что очень красиво выглядит в готовой вещи. Мне пришлось изобрести невидимые соединения ножек (что-то похожее можно найти в японских традиционных ремеслах)».