Голландского ландшафтного дизайнера Пита Удолфа (Piet Oudolf, р. 27.10. 1944) называют лучшим садовником современности. Он — главный вдохновитель садов «новой волны» по обе стороны Атлантики, основоположник Naturgarden — cадов, составленных из местных злаков, болотной таволги и клевера, которые будоражат воображение сильнее экзотических парков.
О случайностях судьбы Мне было уже далеко за двадцать, когда я наконец определился с тем, чем я буду заниматься в жизни. У моей семьи был собственный бизнес, мы держали ресторан. И сначала моя жизнь строились вокруг помощи родителям, у меня было много случайных подработок. И одна из них — в садовом центре, где я впоследствии и устроился постоянно, настолько меня это заинтересовало. Именно так и началась моя любовь к саду. Тогда, в 26 лет, мне пришлось снова учиться – я поступил в университет, чтобы узнать все о растениях. Прошло еще пять лет, прежде чем я открыл собственное дело. Уже в конце 70-х годов мои сады были опубликованы в журналах, но это были преимущественно частные сады — крупные проекты появились в моей жизни очень поздно.
О любви к травам Главным в моей карьере я бы назвал переезд, он все ускорил. В местечко Хуммело на западе Нидерландов мы переехали из нашего небольшого дизайнерского бюро в Гарлеме недалеко от Амстердама: я был к тому времени уже очень увлечен растениями, и нам нужно было больше места. Мы продали дом в 1981 году и нашли заброшенную ферму на востоке, недалеко от границы с Германией. Поначалу мой питомник растений был больше известен, чем мои дизайнерские работы. Все восторгались нашими многолетниками и травами.
Еще в 1982 году мы обнаружили, что любые травы прекрасно выглядят в саду в любое время года. Они дают саду тот естественный, прозрачный образ, который сейчас стал знаменитым. Некоторые травы также красиво цветут — и эти цветки сохраняются вплоть до зимнего времени — их форма хорошо читается даже под снегом.
Можно расположить различные сорта трав в таком порядке, который будет выглядеть, как сад диких трав. Одни сорта трав нуждаются в поддержке других (иногда буквально, поскольку травы с более плотными стеблями поддерживают более тонкие). Важно смешивать травы различных континентов — из Европы, Северной Америки, Азии, Китая.
О преимуществе работы на земле У меня есть опыт, который недоступен большинству ландшафтных дизайнеров. Иметь свой собственный питомник и годами наблюдать, каким образом ведут себя растения с различных континентов — роскошь, доступная единицам крупных ландшафтных архитекторов. Именно тогда мне пришла мысль о том, что «украшательство» саду не так уж и нужно. Я хотел большего. И тогда я разыскал людей, которые больше занимаются дикой природой и растениями. С теми, кто больше экспериментировал. Начиная с 80-х годов я изучал, коллекционировал и тестировал растения, как они могут повести себя в новых для себя условиях. Мне приходилось ездить на множество конференций — и там я познакомился с людьми, которые искали новые подходы в озеленении общественных пространств. Это был мой путь в большую архитектуру. В 1996 году мне заказали проект небольшого парка в Стокгольме. Таким образом я ушел из области частных садов в общественные проекты. Это был успех: по образцу того парка стали делать сады по всей Швеции, это стало чем-то вроде стандарта.
О коричневом цвете Я всегда утверждал, что коричневый — это тоже цвет. Совершенно самостоятельный и недооцененный. Я уверен, что он неправильно трактуется большинством людей, поскольку они думают, что цвет несут только сами цветы. Но когда вы посмотрите на свой сад осенью, то увидите, что все, даже цветы, принимает коричневый оттенок, и нужно принимать его во внимание так же, как и пору яркого цветения. Коричневый может быть с рыжим оттенком, может быть с желтым. Невозможно создать красивый круглогодичный сад, ориентируясь только на июньские и июльские растения, когда цветут розы. Обязательно нужно включать растения, которые будут хорошо выглядеть зимой. Я бы посоветовал забыть про цветы вообще и представить, каким вы увидите сад в конце сентября. Ваше восприятие сада на фоне травы, которая обрела коричневый или оранжевый оттенок, будет совершенно особым.
Об искусстве и садах Нынешние сады говорят обо всех проблемах нашей планеты: о науке, творчестве, экологии. Даже если вы посмотрите на планы посадки растений, сами по себе они иногда выглядят как произведение искусства. Но я бы с большой осторожностью называл искусством работу с садом. Поскольку этим занимается огромное число обычных людей, совершенно не связанных с арт-идеями, они просто обустраивают свою жизнь. В противном случае мы должны всех называть художниками. Садоводство — это не искусство, а просто работа на земле — даже если сад и выглядит как очень сложное, продуманное, многослойное произведение. В последнее время столько дискуссий по поводу того, является ли сад искусством, что хочется поставить в этих обсуждениях точку.