Фоторужье «Фотоснайпер» (1966) — эмблематичный пример советского дизайна и один из самых известных фактов совместной разработки Красногорского завода и Строгановки. О его создании рассказывает Ольга Дружинина — автор книги «Владимир Рунге: от «Горизонта» до «Зенита», историк дизайна и директор по развитию Московского музея дизайна.
По теме: Московский музей дизайна в Новой Третьяковке
«Первый вариант был создан в 1960-е годы ведущим конструктором Самуилом Малинским, бывшим кадровым военным. По внешнему виду этот фотокомплекс напоминал огнестрельное оружие. Его использовали не только для фотоохоты, но и для съемки удаленных объектов, в том числе на оживленных улицах, спортивных соревнованиях. Соответственно, оно должно было выглядеть как оптический прибор, а не как ружье.
«Вместо того, чтобы делать, по сути, автомат Калашникова, мы должны были спроектировать технику для съемки удаленных объектов, — рассказывает Малинский. — У ружья своя специфика: есть отдача, вы прицеливаетесь — есть мушка. И поэтому вся эта компоновка, вся эта конструкция сделаны так, чтобы это было оружием. К фототехнике для съемки — совершенно другие требования: человек не должен шею выворачивать, никакой отдачи быть не может, головой не нужно крутить. И мы со студентом Строгановки Мишей Малышевым, для которого это был дипломный проект, все это описали».
Создали новый образец, посылаем заявку в патентную службу. Нам отвечают: «Новизна есть, проект необычный, не плагиат, но — отказать. Предлагаемый вами комплект для съемки удаленных объектов не имеет ничего общего с внешним видом фоторужья, выпускаемого заводом». Была такая мода — изделие должно информировать, для чего оно предназначено. Не делайте часы в виде футбольного мяча, мельницы или домика — часы есть часы. На мое счастье, мне попадается американская реклама. Вот почти дословно: «Если вы, уважаемые фотолюбители, желаете получить снимок какого-нибудь политического деятеля не с белозубой улыбкой, а в проявлении искренних чувств, купите советский «Фотоснайпер».
Как только вы его наведете на этого политика или бизнесмена, то все гамма его человеческих чувств будет отображена на его лице. Потому что он может подумать, что это очередное покушение на его жизнь». И приписка была: «Не делайте этого, если вам дорога ваша жизнь. Охрана не дремлет». Все это я послал в патентную службу — они посмеялись, извинились и свидетельство выдали. А после этого выходит мультфильм «Простоквашино», в котором кот Матроскин говорит псу: «Ты за зайцем полдня мотался, чтобы сфотографировать, а теперь будешь еще двое суток бегать, чтобы фотографию отдать». Но тогда не было этого мультфильма, и мы сослались на рекламу».