Пол Смит (Paul Smith, р. 5.07. 1946) — дизайнер коммерчески успешный и абсолютно британский. Среди поклонников его бренда Джонни Депп, Николь Кидман и Тони Блэр. Пол Смит не стал делать интерьерных коллекций, однако активно сотрудничает с фабриками, выпускающими мебель, свет и ткани.
Дизайнер то и дело становится ньюсмейкером индустрии модного интерьера. В 2000 году Елизавета II произвела PS в рыцарское достоинство. Лондонский музей дизайна устроил ему большую выставку, так что итоги блестящей карьеры были подведены заблаговременно.
Сам Пол Смит продолжает ездить по Лондону на велосипеде, в пять утра плавает в бассейне, потом по два часа с 6 до 8 слушает любимые группы. Говорят, в его костюмах снобы чувствуют себя романтиками, социопаты получают защиту и раскрепощение, а все стеснительные люди увереннее держатся на публике. Надели что-нибудь от PS — отлично, можете за весь вечер не сказать ни слова, все и так знают, что остроумия вам не занимать. «Классика с твистом» царит во всех его коллекциях и в самих магазинах.
Известно, что Пол Смит попал в индустрию моды случайно. Пятнадцатилетний подросток бросил школу, работал в отцовском магазине одежды в Ноттингеме. Свои способности он оценивал как «ок» в дизайне, «ок» в бизнесе, но ни в чем не выдающиеся. Так начиналась его карьера в 1960-х. Сегодня у него более 200 магазинов по всему миру, а в Японии, где он популярнее любого другого европейского дизайнера, и вовсе 500 точек продаж.
«Дизайнером одежды я стал благодаря жене. Я обязан ей львиной долей своего успеха».
Пол Смит всегда с удовольствием вспоминал семейный дом: «Всегда очень комфортно, прекрасная мама, предприимчивый папа, стабильные хорошие отношения». Когда бросил школу, мечтал стать велогонщиком: «Вспоминая это время, я понимаю, как сильно на меня повлиял Ноттингем. Я гонял на велосипеде, повсюду были шахтеры, твидовые пиджаки. Брат работал на почте и носил форменную голубую рубашку... Совершенно случайно я встретился с людьми из художественного колледжа и заинтересовался искусством и модой».
К 1970 году, вдохновляемый подружкой и будущей женой Полин Дэнье, он решил вложить свои скромные сбережения (600 фунтов) в мужской магазин Paul Smith Vêtement Pour Homme на Баярд-Лейн. Аренда составила 50 фунтов в неделю. Продажи первой недели составили 52 фунта. Магазин работал только по пятницам и субботам (все другие дни Пол, чтобы сводить концы с концами, работал как фрилансер, оформляя витрины, подрабатывая портным и стилистом, а по вечерам посещая дизайнерские курсы). Внутри повсюду чувствовался аромат туалетной воды Christian Dior Eau Sauvage, чтобы отбить запах любимой афганской овчарки.
Магазин Пола Смита был единственным за пределами Лондона, где продавались вещи таких брендов, как Kenzo и Margaret Howell. Кроме того, Paul Smith Vêtement начал продавать одежду, придуманную самим Полом и сшитую в местных мастерских.
Тогда, как и сейчас, его идеи питались традиционной английской мужской модой, которую он просто обожал: «Труднее всего было оправдать слово «дизайнер», ведь я делал очень простую одежду. В конце концов, я просто шил вещи, которые хотел сам носить. Хорошо скроенные, добротно сшитые, из интересных тканей. В общем, просто не дрянь».
К 1974 году магазин смог выбраться из глухого переулка на большую улицу. Еще два года спустя Пол Смит показал свою первую коллекцию мужской одежды под брендом Paul Smith в Париже (для этого показа был снят номер в отеле). Более того, Пол Смит подыскал помещение в Лондоне — в здании бывшей пекарни ниже Ковент Гардена. «Район в то время был совсем пустой, здесь была только станция метро и магазин фруктов».
На чем построен фирменный стиль PS? «Я беру элементы портновской моды высших слоев общества, костюмы, сшитые вручную, и соединяю их с чем-то глуповатым. Допустим, я могу соединить прекрасный дорогой костюм с джинсовой рубашкой. Или использовать для мужских рубашек принты с цветочками со старомодных пакетиков с семенами. Или, например, носить строгие пиджаки с невероятно яркими шелковыми платками, или попросить фабрику, выпускающую скучнейшие школьные джемперы с V-образным вырезом, навязать тех же джемперов, но в невообразимо ярких тонах.
Он перенес этот принцип на женские коллекции, на интерьеры своих бутиков, которые стали открываться в Азии, Европе и США. Полки с одеждой он разбавляет первыми изданиями автобиографии Сесила Битона, постерами 1960-х годов и странноватыми находками с японских блошиных рынков. В его витринах в разное время стояли то новый компьютер Apple, то последние видеоигры.
«Причина моего коммерческого успеха в том, что я все делал сам с самого начала. К тому же я знал, что VAT — это налог на добавленную стоимость, а вовсе не «Водка с тоником». Почти все, что нужно знать об этом дизайнере, он сам написал о себе в книге «Вдохновение — повсюду»: «В какой-то момент я все делал самостоятельно и вообще всегда старался быть финансово независимым. И тем не менее всегда нервничаю, когда надо становиться бизнесменом, а не дизайнером».
Пол Смит известен как увлеченный коллекционер. Неслучайно на выставке в Лондонском музее дизайна целый зал был отведен живописным работам, подаренным и купленным им в разное время. Известно, что вся его мастерская завалена кучей вещей со всего света — тут есть игрушки, посуда, приспособления, ткани, украшения и так далее. Сотни поклонников со всего мира, зная страсть своего кумира к необычным вещам, шлют ему свои сокровища. Конечно, жена Полин, с которой они прожили всю жизнь, в ужасе от того, что там творится. Но раз весь этот трэш питает фантазию — почему бы не потерпеть?