
Миланский дизайнер и художник Нанда Виго (Nanda Vigo, р. 14 ноября 1936 – 17. 05. 2020) экспериментировала всю жизнь. Испускающие свет обелиски, флуоресцентные деревья и отражающие поверхности, иллюстрируют способность Виго создавать объекты, которые ставят под сомнение наше привычное восприятие света.
По теме: Миланская квартира Нанды Виго
Нанда Виго — «великая итальянская дама радикального дизайна», как описывает ее Николо Терранео, давно сбежала из Италии и последние сорок лет предпочитала африканский пейзаж родному Милану. Ее недавнее возвращение (выставки в Риме и в Милане) связано не только с возрастом: ретрофутуризм, вдохновленный стилистикой 1960-70-х годов, темы космоса и света, стали близки новому поколению арт- и дизайн-лаверов.

Межгалактический мир Нанды Виго помещен в центр серьезного исследования галерей и коллекционеров, тех, кто ценит творчество неопределившихся личностей, которых нельзя отнести к какой-то одной определенной области знания или направлению в искусстве.

В последние годы жизни Виго участвовала в проектах то как дизайнер, то как художник. Ее живую карьеру отличало постоянное желание превратить функциональный предмет в произведение искусства. На вопрос, чем она занимается, она отвечало: «Как и всегда: я делаю дизайн, у меня есть ремесленники, с которыми я работаю уже сорок лет, которые знают, что мне нужно».


После окончания Политехнического института в Лозанне и стажировки в Сан-Франциско, в 24 года, в 1959 году Нанда Виго создала собственный бренд — открыла свою студию. С этого момента основной темой ее искусства становятся конфликт и союз света с пространством.


Она была дружна с художниками нового поколения — основателями радикального объединения ZERO, в чьих выставках активно принимала участие. Ее добрыми знакомыми и союзниками стали основатели Arte Poverа Лучо Фонтана (1899-1968), Пьеро Мандзони (1933-1963) и Энрико Кастеллани (1930-2017).

1959 году она начала работу над ZERO House или Casa Pellegrini, домом, полностью окрашенным в белый цвет, с работами Кастеллани и Фонтаны. В 1964 году она создала проект «Утопия» с Лючо Фонтана для выставки Триеннале. В 1965 году Нандо Виго — куратор авангардной выставки ZERO и Лучо Фонтаны в Милане с участием 28 художников. сего же ее работы выставлялись на более чем 400 персональных и групповых выставках.

«В 1970-х, компании говорили вам: «Клиент хочет того или иного», и поэтому вы были обязаны, если вы — хотите работать с ними, вы перезагружаете проект для потребности рынка. Даже чемпион по дизайну должен соблюдать определенные правила. В искусстве я сразу нашла новые меры свободы».

Ее комнаты из света — сказочные места, «подвешенные» в пространстве и во времени. Она — автор атриума из стекла, кладбища в форме башни, проекта «хронотопической среды обитания» и интерьеров знаменитого «Дома под листком» — Casa sotto la Foglia получил свое названия из-за характерной формы крыши.

Этот дом в Мало под Виченцей, а точнее его интерьеры она выстраивали три года (1965-68) строила вместе с Джо Понти. С западной и южной стороны дома крыша-листок склоняется к земле, защищая комнаты от яркого солнца, а с северной — поднимается к небу.

Вилла построена для Джобатты Менергуццо, именно по его просьбе интерьером занялась дизайнер Нанда Виго. Позже она вдохновила Менергуццо стать коллекционером современного искусства. Лестницу, которая начинается у входа, Виго обшила искусственным мехом, выложила белой квадратной плиткой все полы, стены, ниши и подиумы.

Разделения на частную и общественную зону не существует в доме Виго и Понти. Традиционные термины: гостиная, спальня, столовая — к этому пространству неприменимы. Войдя в здание, попадаешь в помещение, которое они называли «комнатой Рождества».

Жилая зона служит для демонстрации коллекции, а расположенная в подвале галерея — место общения с прекрасным и место для вечеринок. Из-за того, что вещей в интерьере мало, а воздуха и света — много, возникает иллюзия простора: трудно поверить, что площадь здания всего 100 кв. м.

В 1971 году Виго была награждена американской наградой за разработку светильников Golden Gate Lamp и в том же году создала один из своих самых впечатляющих проектов для Дома-музея Ремо Бриндизи в Лидо.

Работы Виго хорошо знают музейщики и аукционисты: они представлены в в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, в коллекции Министерства иностранных дел Италии, в миланском Музее дизайна Триеннале и римском MAXXI.



Ее взгляды на современную архитектуру отличали принципиальность и личная оценка художника: «В свое время я посчитала музей Гуггенхайма — катастрофой. Это было началом тех архитекторов, которые утверждают, что делают скульптуру, когда внутри нет никакой адекватности. Вплоть до музея по проекту Зари Хадид в Риме, который ужасен. Полно подиумов, но не хватает выставочных площадей, есть только одна или две комнаты. Не знаю, но смотреть на картины в гору или двигаясь вниз — это абсурд».

