Эль Лисицкий (Лазарь Маркович Лисицкий, 23.11.1890 — 30.12.1941) — блестящий советский инженер, архитектор и художник, автор оригинальных пространственных и архитектурных концепций, сильнейшим образом повлиявших на становление современной архитектуры и дизайна. Его имя тесно связано с авангардными течениями начала прошлого века — супрематизмом и конструктивизмом, а идеи Лисицкого серьезным образом повлияли на основателей Баухауса.
По теме: Константин Мельников: пять принципов архитектора
Его высказывания о городе будущего полностью совпадают с нынешними представлениями футурологов. Он прогнозировал слияние города и сельского хозяйства, приветствовал появление альтернативных источников энергии и настаивал на конструкции автономного мобильного жилья. Он — автор теории горизонтальных небоскребов.
Лазарь Лисицкий родился в городе Починок, в российской Смоленской губернии, и вырос в Витебске. Он много путешествовал по Европе, учился в Германии. Лисицкий занимался архитектурными исследованиями в Technische Hochschule в Дармштадте с 1909 по 1914 годы, однако начало Первой мировой войны ускорило его возвращение в Россию. В 1916 году он получил диплом инженера и архитектора в Рижском политехническом университете.
Марк Шагал пригласил Лисицкого и Казимира Малевича в 1919 году поступить на факультет Витебской школы народного искусства; там Лисицкий преподавал архитектуру и графику. В том же году он исполнил свой первый «Проун» (аббревиатура означала «проект утверждения нового»). Проуны — это беспредметная живопись, родственная архитектурной графике, это «миростроение, способное к саморазвитию. Это художественный текст, оставляющий возможность для множества прочтений и продолжений».
В 1920 году он стал членом ИНХУК (Институт художественной культуры) — образованной в Москве после революции 1917 года советской правительственной группы. Тогда же Лисицкий пишет книгу «Про два квадрата». В следующем году он преподает во Вхутемасе вместе с Владимиром Татлиным и присоединяется к группе конструктивистов. В 1922 году Лисицкий разработал экспозицию огромной выставки конструктивистов Erste russische Kunstausstellung в берлинской галерее Galerie van Diemen. В этот период своей жизни он тесно сотрудничает с Ильей Эренбургом в журнале Veshch / Gegenstand / Objet.
В 1923 году художник экспериментирует с новым типографским дизайном для книги Владимира Маяковского «Для голоса» и посещает Ганновер, где его работы выставлены под эгидой Kestner-Gesellschaft. В том же 1923 году Лисицкий много экспериментирует с Проунами: для Grosse Berliner Kunstausstellung он выполняет серию литографий «Проун и Победа над солнцем», иллюстрирующих оперу Алексея Крученых и Михаила Матюшина. В 1924 году он работает с Куртом Швиттерсом над выпуском периодического издания «Мерц» под названием «Насчи», а с Арпом над книгой «Кунстисмен».
В 1925 Лисицкий возвращается в Москву: там он преподает во Вхутемасе до 1930 года. В середине 1920-х годов онпочти не занимается графикой: его больше интересуют дизайн типографики и выставки. В 1926 году создает сценографию для Internationale Kunstausstellung в Дрездене, а в 1927 году — выставку в музее Niedersächsisches Landesmuseum в Ганновере. Умер знаменитый конструктивист в 1941 году от туберкулеза. Сегодня работы Лисицкого хранятся в коллекциях нью-йоркского музея МоМA, лондонской галерее Тейт, Национальной галерее искусств в Вашингтоне и др.
Пока в Лондоне идет грандиозная ретроспектива Tim Walker: Wonderful Things фотографа Michael Hoppen Gallery привозит в Париж подборку портретов, созданных легендарным Тимом Уокером. Выставка в Гран-Пале показывает, как Уокер использует тот же игривый, сюрреалистический, фантастический подход в своей портретной живописи, что и в своей модной фотографии.
5 высказываний Эль Лисицкого об архитектуре и городе будущего.
1. Город станет единым целым, а не суммой отдельных собственных квартир, домов, лавок, трактиров и тому подобного. Он перестанет быть закованным и прикованным базаром. Он станет станцией. Мы видим, как жизнь вырабатывает свой новый тип жилья — динамический.
2. Времени не так много, и оно должно быть использовано для упорного изучения живого опыта, строящегося в современности, а не в романтическом беге от сегодняшнего дня за утешением своей бездарности у греческих колонн, римских храмов и парижских бульваров.
3. Красный цвет подобен во всю мощь бьющемуся пульсу. Белый — цвет гигиены и пространства. Уничтожающий объем — черный. В современном городе цвет может выполнять функцию задания направлений: все улицы одного направления заданы в один цвет (например, раскрасить верхние этажи домов или раскрасить так каждый пятый фасад, чтобы легко угадывались направления ориентира, если смотреть снизу).
4. Сегодня нам известны две крайности: большой город, метрополис как центр промышленности и деревня как центр сельхозпроизводства. В новых городах становится возможной комбинация обеих тенденций. Единственное, что делает этот проект фантастическим, это установка на одновременную реализацию всего проекта сразу по заранее утвержденному плану.
5. Комната для человека, а не человек для комнаты.