Джино Сарфатти (16.09.1912 – 06.03.1985) — дизайнер, ставший классиком без традиционного для своего времени образования в области искусства и архитектуры. Талант и одаренность в разных областях позволяли Сарфатти находить свежие решения там, где другим бы не пришло в голову, это позволяло ему создавать уникальный дизайн.
По теме: Марко Дзанузо: la linea Italiana
Сарфатти родился в Венеции. Он всю жизнь хотел стать авиационным инженером: его знатное происхождение и состояние семьи вполне позволяло любой университет. Однако судьба распорядилась иначе: семейный бизнес разорился, и ему пришлось вместо университета устроиться продавцом, чтобы семья могла сводить концы с концами.
Дизайнером он стал по чистой случайности: его друг, зная о склонности Джино к инженерии и его выдающемся вкусе, попросил смастерить из стеклянной вазы светильник. Так родился первый объект Джино Сарфатти. Его сверстники начинали работу над моделями с набросков и редко участвовали в производстве, а Сарфатти сотрудничал с ремесленниками в самом начале процесса. Он постоянно учился импровизировать с материалами и технологиями.
В 1939 году Сарфатти основал компанию Arteluce: она быстро оказалась в авангарде светового движения — модели пользовались успехом у архитекторов. Однако через несколько лет Сарфатти пришлось закрыть свою фирму: опасаясь преследований со стороны фашистского режима из-за еврейских корней, ему пришлось покинуть страну и жить продолжительное время в Швейцарии. Его миланский дом был разбомблен во время авианалета.
Сарфатти возобновил свою практику только после войны: он вновь открыл Arteluce и занялся производством светильников. Его интересовали крупномасштабные проекты: он оформлял круизные лайнеры «Микеланджело» и «Раффаэлло». Эти проекты оказались такими впечатляющими, что его пригласили декорировать знаменитый театр Regio в Турине (театр сильно пострадал после пожара): он создал световую инсталляцию Nuvola и отвечал за освещение залов и холлов. Оформление театров световыми «сферами» оказалось настолько удачным, что его растиражировали в 70– 80-е годы по всей Европе.
Компания Arteluce стала ключевым местом встреч итальянских дизайнеров, и сыграла важную роль в формировании итальянского архитектурного движения. Светильники Arteluce получили множество престижных наград, включая Compasso d’Oro и Почетный диплом Миланской Триеннале.
В течение трех десятилетий Сарфатти непрерывно экспериментировал с новыми типами источников света, проводки, переключателей, отражателей, трансформаторов и других компонентов. Его инженерный склад ума позволил продвинуть всю итальянскую промышленность в сторону современных технологий. Светильник с использованием галогеновых ламп он создал уже в 1971 году.
Некоторые его модели, разработанные еще в конце 1950-х годов, демонстрируют утонченность и современность, которые были редкостью для вещей того времени. Они до сих пор являются классическими примерами технического мастерства Сарфатти, его изобретательного и дальновидного подхода к дизайну.
Будучи рационалистом, Сарфатти полагал, что дизайн продукта должен определяться его функцией, и что дизайнер и производитель разделяют обязанность использовать любые технологические достижения с этой целью. Он всегда стремился сделать свои светильники тоньше, легче, прочнее, гибче, старался найти более быстрый (и, следовательно, дешевый) способ производства, чтобы покупатель мог сам разбирать светильник для ремонта и обслуживания.
После трех десятилетий Сарфатти в 1973 году он решился передать управление компании Flos и продал свою фирму. Многие его модели были включены в ассортимент Flos: в том числе торшеры 1063 и 1095, люстра 2097, настольные лампы 548 и 607, подвесной светильник 2129. После продажи бизнеса Сарфатти отказался от занятий световым дизайном и переехал на озеро Комо, чтобы до конца жизни собирать редкие марки.
В 2012 году, когда широко праздновалось 100-летие со дня рождения Сарфатти, в Миланском Музее Дизайна состоялась ретроспектива его работ: куратором выступили Марко Романелли и Сандра Севери Сарфатти (невестка покойного Сарфатти). В том же году компания Flos представила коллекцию Re-Lighting Gino Sarfatti — его классические модели были переоборудованы современными светодиодными технологиями.
К выставке была выпущена книга: «Джино Сарфатти: избранные сочинения 1938–1973», которые Марко Романелли и Севери Сарфатти писали в течение пяти лет. В нее вошли публикации о Сарфатти из раритетных выпусков журналов Stile и Domus (с 1930-х по 1970-е) — в том числе авторства Джо Понти, который был главным редактором обоих изданий. В этой уникальной книге собрано более 1000 архивных изображений: Сарфатти предстает на страницах этой монографии талантливым человеком и прогрессивным дизайнером.